Влияние искусства на формирование личности учащегося.

Анализируется роль искусства в формировании духовно-нравственного освоения мира человеком. Подчеркивается, что искусство, опираясь как на этические, так и эстетические составляющие фиксирует духовные ассоциации, включая оценочный фактор, и поэтому продукт духовной деятельности не отчуждается индивидом, а присваивается им, оказывая воздействие на его психику.

Ключевые слова: , сущность человека, духовная культура, самовоспитание, эстетические представления

Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой заключается в отображении действительности с помощью художественных образов. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и уродливые, трагические и комические.

В процессе художественного творчества эстетические представления у людей, занимающихся искусством, имеют свойство закрепляться, то есть «овеществляться» различными материальными средствами, выступая произведениями искусства. Искусство, в отличие от всех других видов деятельности, представляет собой выражение внутренней сущности человека в ее целостности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-то одну свою сторону, а не всего себя целиком. В искусстве человек абсолютно свободен и его деятельность носит креативный творческий характер, творя особый мир, мир в котором полновластно торжествует творец. Говоря об искусстве, следует отметить, что искусство является как составной частью духовной культуры человечества, так и специфической формой практически-духовного освоения мира, в форме художественно- образного воспроизведение действительности. В основе искусства лежит эстетическое отражение и эстетические категории.

Так, исследуя своеобразие эстетического, Д. Лукач отмечает, что категории эстетического во все времена, не зависимо от того, какой вид искусства выходил на первый план, выражали самые живые, самые глубокие важные элементы социальной жизни и культуры. Будучи своеобразным «нервом» человеческого общества, эстетическое, по мнению Лукача, требует для своего «нормального» функционирования соответствующих «нормальных» условий в социально-экономической и политической сферах, а также нормального взаимодействия с нравственностью и другими сферами человеческой жизнедеятельности . Искусство дает возможность человеку самовоспитаться и культивировать свою душу углубляясь в нее. Искусство является одной из тех чувственных сфер жизни, в которых поворот к духовному принимает реальную форму.

Произведения искусства оказывают непосредственное влияние на душу человека, представляя собой духовную пищу. Цель искусства служить развитию и совершенствованию человеческой души. В творчестве находит проявление духовность, по средствам обращения вглубь человеческой сущности, в осмыслении своей внутренней составляющей, в своей диалектической взаимосвязи с реальностью. Благодаря искусству, и об этом говорили еще древние греки, проявляется возможность формирования эмоциональной отзывчивости и, осознавая свои эмоциональные переживания, человек способен понять эмоции других.

Благодаря искусству человек получает возможность открыть в себе то, что он чувствует, раскрывая самого себя. Только искусству подвластно разбудить те чувства, с помощью которых человек способен не только воспринять по-новому мир, но и заставить себя думать по-новому. Как точно и метко отмечает Д.Т. Маркова, искусство воспитывает нашу чувствительность, сохраняет и освежает потускневшие воспоминания. Открыв от действительности являет собой иной способ проникнуть в нее, объять с помощью иных точек зрения, иных измерений ее сущности и таким образом раскрыть их глубину, способствуя раскрытию и пониманию самих себя. В большей степени искусство состоит в способности настроить определенным образом свое сознание, чтобы наблюдать, видеть, чувствовать. Искусство призвано выполнять различные функции.

Среди самых разнообразных функций искусства следует отметить: познавательную (являясь средством образования и просвещения людей, искусство существенно пополняет знания человека о мире); мировоззренческую (в художественной форме выражает определенные чувства и представления); воспитательную (влияя на людей через эстетический идеал, позволяет обогатиться обобщенным и осмысленным опытом); эстетическую (формирует эстетические вкусы, потребности людей, ценностно ориентируя их в мире, пробуждая творческий дух, творческое начало человека); коммуникативную (передает информацию от поколения к поколению (по вертикали) и от человека к человеку (по горизонтали)); прогностическую (произведения искусства часто обладают элементами предвидения); компенсаторную (влияя на психику человека, позволяют ему выжить в самых трудных условиях); гедонистическую (доставляет людям удовольствие). Искусство выполняет также очень значимую функцию, участвуя в социализации личности.

Оно осуществляет знакомство человека с системой моральных и эстетических ценностей, актуальных для общества, раскрывает модели поведения и рефлективные позиции, вводит человека в уже существующий обобщенный реальный социальный опыт человеческого взаимодействия, а также в искусственно сконструированный опыт, выстроенный на основе мысленных образов и коллизий. К этому следует добавить средоорганизующую функцию искусства, связанную с проектированием эстетически организованной среды обитания человека, насыщенной образцами порожденных искусством художественно-культурных ценностей. Все это делает искусство одним из важнейших инструментов социальной регуляции жизни общества. Искусство способно как бы «удваивать» реальную жизнедеятельность человека, быть ее мысленным продолжением и дополнением и, тем самым, способствовать расширению жизненного опыта личности, позволяя человеку «прожить» много иллюзорных «жизней» в искусственно созданных «мирах». В целом роль искусства призвана в качестве важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека, в рамках его взаимодействия с окружающим миром выступать средством накопления и усвоения этого познания, являясь способом порождения и отбора специфических ценностных установок индивидуального и коллективного бытия людей и актуализации этих ценностей путем опредмечивания их в художественных образах.

Современное искусство выступает художественной программой изменяющегося мира — мира, в котором социальные трансформации взаимосвязаны с внедрением продвинутых технологий, ускоряющихся процессов урбанизации, все более набирающей силу массовой культурой, непосредственно влияющей на стиль и образ жизни современного человека. Искусство определяется как процесс, в котором происходит жизненно важная процедура обмена значениями, которые являются социальными конструктами и носят изменчивый, зависящий от времени и места характер. Нацеленное на раскрытие творческих возможностей человека в процессе плюрального видение мироздания, современное искусство стремится спровоцировать интеллектуальное соучастие зрителя, разбудить обыденное сознание, предлагая радикально новый опыт осмысления мира. Именно в области искусства апробируются приемы глобального взаимодействия, которые затем начинают широко внедряться в практику социальной активности в обществе. Отношения коммуникации становятся формами искусства, а эти формы, в свою очередь, моделируют и инициируют новые социальные отношения, новую социальную реальность. Характерной особенностью современного искусства является то, что оно буквально пронизывает и растворяется в жизни как отдельного человека, так и общества в целом, формируя его взгляды на политику, экономику, этническую или расовую принадлежность, на права человека, на войну, мир, семейные отношения и эстетические приоритеты .

Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира. Воспринимая произведения искусства, человек испытывает наслаждение, погружаясь в созерцание, что приводит к релаксации и дает время подумать о вещах, которые казалось бы не приносят практической пользы, но приносят пользу, прежде всего душе человека. Под воздействием искусства люди меняются, они уже не те, какими были до момента восприятия, они умножили свои чувства сопереживанием. Меняя внутреннюю жизнь, человек испытывает вдохновение, расширяется и углубляется чувственная сущность самой человеческой природы и он формируется как духовно-нравственная личность.

Литература

1 Лукач Д. Своеобразие эстетического. В 4-х томах / Д. Лукач // Перевод А.Ю. Айхенвальд, М.А. Журинская, А.Г. Левинтон, Е.Э Разлогова. Т.1.— М.: Прогресс, 1985. — 290 с.

2 Аристотель. Об искусстве поэзии / Аристотель // Пер. В. Г. Аппельрота и комм. Ф. А. Петровского. — Памятники мировой эстетической и критической мысли. — Москва: Гослитиздат, 1957. — 183 с.

3 Маркова Д. Т. Обучение изобразительному искусству и проблема духовности // Система ценностей современного общества. 2011. №20. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 07.04.2016).

4 Ткач Е.Г. Постмодерное общество: место и роль искусства: автореф. Диссертации на соискание ученой степени канд. филос. наук: специальность 09.00.11 — «Социальная философия» / Е.Г. Ткач. — Москва, 2005. — 19 с.

Мороз Н.А. Сандыга О.И

Роль искусства в формировании нравственного облика личности.

Роль искусства в обществе двойственна: с одной стороны, оно, отражая и представляя действительные противоречия общественного бытия, заставляет человечество искать пути их действительного разрешения, ведущие к усовершенствованию и очеловечиванию способа жизнедеятельности общества в целом. С другой стороны, оно развивает в человеке чувство прекрасного, следовательно, играет значительную роль в процессе воспитания его нравственного облика. Ведь без развитого эстетического чувства не может быть и высокой нравственности. Во-первых, потому, что развитое эстетическое восприятие включает в себя настолько же развитое чувство меры и целесообразности. Не овладев этими качествами, человек никогда не станет высоконравственным. Потому что без них он неминуемо будет, образно говоря, палить из пушек по воробьям, раздувать из мух слонов и совершать множество подобных несуразностей, что, в конечном счете, не позволит ему быть человечным по отношению к другим, а соответственно, и к себе.

Во-вторых, поскольку красота - это соответствие предмета с представлением человека о нем, получается, что человек с неразвитым чувством прекрасного будет всегда находить красивыми предметы и явления, строго соответствующие неразвитости его представления о них. Примеры подобного отношения разбросаны в буржуазном обществе на каждом шагу, потому что неразвитое или извращенное чувство прекрасного воспитывается в этом обществе не случайно. Именно массовая неразвитость и извращенность эстетических представлений помогает буржуазии продлевать время своего господства. Когда люди считают прекрасной кричащую роскошь, они тем самым дают согласие на существование вопиющей нищеты. Пока женщины восхищаются героями Шварценегера, а мужчины - обликом порнодив, капиталисты могут спать спокойно, потому что люди, которые считают окружающее их безобразие красивым, никогда не признают, что безобразен, породивший его способ общественного производства.

25. Мораль и религия. Религия всегда была символом духовного поиска, служения добру и утверждения христианской морали. Таким образом, религия неразрывно связана с моралью. Проблема взаимодействия религии и морали занимала умы самых различных мыслителей с глубокой древности. И уже с античности по этой проблеме высказывались самые различные, порой противоположные точки зрения. С одной стороны, религиозные идеологи и в прошлые века, и ныне достаточно категорично утверждают, что мораль не в состоянии существовать без религии, точно так же, как дерево без корней. Именно в религии мораль черпает силу исполнять добро, именно религия предоставляет человеку смысл своего бытия, высшие нравственные ценности (Бог есть живое воплощение добра). Идеи о благотворном воздействии религии на мораль разделяли и те, религиозность которых была весьма проблематичной. Религиозная мораль представляет собой совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Религиозная мораль находит свое выражение в своеобразных представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном, в совокупности определенных моральных норм (например, заповедях), в специфических религиозно-нравственных чувствах (христианская любовь совесть и т.п.) и некоторых волевых качествах верующего человека (терпение, покорность и пр.), а также в системах нравственного богословия и теологической этики. Все вместе перечисленные элементы составляют религиозное нравственное сознание. Особенности религиозной морали включают ряд аспектов : 1) Главной особенностью религиозной морали является то, что ее основные положения ставятся в обязательную связь с догматами вероучения. Так как «богооткровенные» догматы христианского вероучения считаются неизменными, основные нормы христианской морали, в их отвлеченном содержании, также отличаются относительной устойчивостью, сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих людей. В этом заключается консервативность религиозной морали. 2)Другой особенностью религиозной морали, вытекающей из ее связи с догматами вероучения, является то, что в ней есть такие нравственные наставления, которые невозможно найти в системах нерелигиозной морали. Таково, например, христианское учение о страдании-благе, о всепрощении, о любви к врагам и другие положения, находящиеся в противоречии с насущными интересами реальной жизни людей. 3) Утверждая, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, проповедники всех религий провозглашают тем самым вечность и неизменность своих моральных установлений, их вневременной характер. С традиционной религиозной точки зрения мораль дарована человеку свыше, она приобретает значение богоданной, ее основные нормы и понятия зафиксированы в священных книгах, и для верующих людей мораль предстает как свод вечных и неизменных повелений или же таких императивов, которым люди должны неукоснительно следовать. 4) Религиозная же мораль способна существовать вечно, так как в отличие от нерелигиозной, она направлена не на материалистический рай на земле для одного-двух поколений, а в вечность. Религиозная мораль исходит из надчеловеческих, божественных императивов. 5) Несмотря на то, что в религии нашли свое отражение и конкретно-исторические условия ее формирования, специфическим способом освящающие некоторые реальные стороны бытия людей, религиозные моральные нормы носят универсальный характер для верующего, независимо от того, в каких исторических условиях он проживает, то есть они универсальны во времени, они могут дать ответы на вечные вопросы. К сильным сторонам религиозной морали и этики можно отнести внешнюю простоту ответов на самые сложные нравственные проблемы, твердое обеспечение критериев нравственных ценностей, идеалов и требований, их своеобразную целостность и упорядоченность. Готовые, уже имеющиеся в системе религиозной морали ответы на основные вопросы нравственной жизни способны вызвать определенную эмоционально-психологическую умиротворенность этического сознания людей. 6) Однако не одна религиозная норма морали не является общечеловеческой, так как она всегда в той или иной мере отражается конкретные условия общественной жизни, в которых проходило ее становление. Нормы нравственности могут быть различными в разных религиозных системах. Это объясняется прежде всего тем, что складывались они в разных странах, у разных народов, на разных этапах общественного развития. Несмотря на всю кажущуюся автономность религиозной морали, она тесно связана с общественной системой морали. Взаимопроникновение религиозных и светских норм происходит, несмотря на всю консервативность религии. Религия не может полностью обособиться от общества, так как она является его неотъемлемой составной частью, а значит и испытает его влияние, но и общество не может отказаться от всех тех норм которые вносит него религия.

В настоящее время актуальным является определение роли искусства в формировании и социализации личности в связи с остротой проблем, поставленных кризисным современным обществом. Процесс социализации, формирующий личность и способствующий её развитию, а также процесс самореализации личности в большой степени зависит от ее творческой деятельности, коммуникативности, развитости самосознания. Все эти задачи призвано решать искусство. Теории, в которых разрабатывалась взаимозависимость состояний общества и искусства принадлежат Платону, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше, Ж.-М. Гюйо, К. Мангейму, Х. Ортега-и-Гассету и др.

Искусство создается ради художественного восприятия, вызывающего у созерцателей сотворческую деятельность. Общение с подлинным произведением искусства и вызванное им переживание становится фактом биографии воспринимающего, т.е. происходит глубинное воздействие на внутренний мир личности. По своей природе искусство противостоит неорганизованности и хаосу, отсюда следует его главная тенденция - помочь человеку гармонизировать себя и мир, притом гармонизируя природное и социальное в человеке, искусство защищает личное «я» с одной стороны от стандартизации и тупого «омассовения», с другой - от духовной изоляции от общества. Его гармонизирующее воздействие проявляется в том, что социальной стадности оно противопоставляет гуманную социальную общность, индивидуализму - личностную ответственность перед обществом, излишнему рационализму - понимание непосредственного ощущения жизни.

Искусство оказывает влияние на человеческое познание, лишая последнее односторонности, дополняет его специфическим образно-конкретным, интуитивно-эмоциональным и целостным постижением как себя, так и окружающего мира. Устанавливая равновесие, искусство разрушает личностные стереотипы, обнажая то, что именуется социальными и нравственными язвами.

Ещё одна функция искусства включает в себя как изживание негативных чувств, так и компенсацию того, в чем, возможно, человека обделили личный опыт и судьба, т.е. помогая нечто изжить и нечто восполнить, искусство способствует установлению равновесию человека с окружающим миром. С помощью искусства человек безгранично расширяет свой внутренний опыт и приобщается к опыту всего человечества, причем искусство не растворяет личность во множественном опыте других, а помогает ей кристаллизоваться, т.е. найти себя как неповторимую индивидуальность. Как пишет шведский культуролог М. Казиник, именно в искусстве человек проявляется подлинным, т.е. таким каким должен быть, каким задуман.


Искусство формирует не только ум и сердце: оно формирует целостного человека. Таким образом, искусство как особый уникальный образ самореализации человека выступает как форма становления личности. В то же время искусство как специфическая система ценностного воздействия влияет и формирует не только отдельные личности, но и межличностные отношения и социальные отношения в целом. В искусстве присутствует огромный гуманистический потенциал, созданный человечеством за многовековую историю.

Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством

Для детей искусство является незаменимым средством формирования духовного мира: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, театр. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности.

Окружающий мир встает перед изумленным ребенком как единая целостная картина мира. Чтобы эта целостность сохранялась, необходима интеграция видов изобразительной деятельности. Интеграция искусств, объединяющая разные виды художественной деятельности, несет в себе мир идей, мыслей, образов, эмоций. Благодаря этому стимулируются и развиваются память, мышление, воображение.

Живопись, музыка, литература, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства помогают обогатить чувства и переживания ребенка, а значит - обогатить его восприятие и воображение. Дети не только рассматривают и обсуждают произведения искусства, но и сами изображают окружающий мир. Каждая детская работа - это кусочек духовной жизни. Чем она богаче, тем разнообразнее и оригинальнее замыслы и образы детского творчества.

Роль архитектуры как направления искусства

То, что творения рук человеческих влияют на психику и самочувствие индивида, было доказано еще в Древнем Египте. Например, древнеегипетский архитектор Имхатеп, руководивший строительством пирамид, в то же время был практикующим врачом, энциклопедически образованным человеком.

Сегодня психологи всего мира изучают восприятие человеком окружающей среды. Их также интересует воздействие среды на поведение человека, восприятие архитектурного пространства людьми разных возрастов: детьми, взрослыми, стариками. То, в какой среде человек находится, важно для формирования поведения и мышления всего народа. И. Середюк в своих исследованиях пишет, что архитектура служит не только источником информации, но и программирует чувства человека, а также многие ответные реакции.

Наука изучающая факторы внешней среды, оказывающие положительное или негативное воздействие на физиологию человека называется визуальная экология . Вот что говорит эта наука.
Зрительные образы подсознательно фиксируются мозгом. При этом постоянная смена "картинки" действует успокаивающе, а ее однообразие, накапливаясь, раздражает подсознание. В этом секрет неосознанной привлекательности огня и того чувства комфорта, которое каждый человек испытывает, выбравшись из города в лес.

В свою очередь, существуют так называемые гомогенные структуры, характерные бесконечным однообразием форм. Часть человечества, живущая в городах, сама конструирует себе визуальную среду. В среднем 16 часов в сутки человек созерцает в основном не природные формы, а произведения архитекторов и дизайнеров. Каноны искусства издавна предусматривали при создании домов и предметов быта использование метрической системы, основанной не на миллиметрах, а на долях т. н. "золотого сечения". Декоративные элементы, имитирующие природные растительные формы, использовались во всех архитектурных стилях - от готики до модерна. Гигантский опыт формирования комфортной визуальной среды, который архитектура накопила на протяжении тысячелетий, был в одночасье перечеркнут в ХХ веке. Функционализм 2-й половины ХХ века окончательно сформировал т. н. объекты массовой застройки - типовые здания-коробки. Иначе говоря, гомогенные структуры, которые тиражируются в миллионах воплощений.

Английские учёные в свое время исследовали энцефалограммы (графическое отображение активности головного мозга) людей, подвергнутых нехитрому тесту. Испытуемым показывали различные архитектурные объекты. Так вот, когда человек созерцал железобетонное здание типовой застройки - неважно, жилое или промышленное, - его энцефалограмма не слишком отличалась от энцефалограммы переживающего припадок эпилептика. По статистическому опросу, проведенному в нашей стране, 72% жителей т. н. "спальных" городских районов мечтают о переезде, из них 35% откровенно заявляют о том, что место им не нравится. В то же время в процессе расселения "коммуналок", находящихся в исторических центрах Москвы и Санкт-Петербурга, наблюдается любопытный феномен: многие не хотят уезжать из более комфортной визуальной среды на окраины, даже если им предлагаются лучшие условия.

К чему же приводит легкомысленное отношение к визуальному облику городов? Из-за этого наблюдается колоссальная миграция населения из промышленных центров. Это одна из главных причин того, что у статистического большинства полностью отсутствуют эстетические ценности. Наконец, это одна из причин роста преступности.

Что представляет собой сегодня, например, Москва, с точки зрения визуальной экологии? С одной стороны, это выдающиеся архитектурные объекты, с другой - архитектура так называемого функционального стиля, провоцирующая деградацию нравственности.

Всего лишь в зависимости от маршрута движения человек может приехать на работу или в состоянии стресса, или в хорошем настроении. И дело тут не в траффике, а в маршруте. В первом случае он двигается по Новому Арбату или по шоссе Энтузиастов, а во втором - выбирает арбатские переулки или Главную аллею Измайловского парка. К сожалению в большинстве городов такого выбора нет.

Восприятие нравственных норм, усвоение духовных ценностей и моральных принципов может происходить стихийно и целенаправленно. Как правило, процессы нравственного формирования личности происходят на трех уровнях:

  • (1) восприятие и изучение нравственных норм и принципов;
  • (2) превращение нравственных норм в нравственные убеждения личности;
  • (3) приобретение умений и навыков творчески применять эти знания и убеждения на практике, а также моральных привычек поведения.

Первый уровень формирования нравственного сознания личности - восприятие и изучение нравственных норм и принципов - обеспечивается изучением этики в образовательных учреждениях, на занятиях в системе служебной подготовки и повышения квалификации. До этого этические знания приобретаются стихийно, порой эклектично, в окружающей нас среде - в семье, школе, кругу друзей и знакомых и т.д. Однако только этих знаний оказывается далеко не достаточно для приобретения человеком нравственной культуры. Ближайшая окружающая среда способна создать предпосылки для должного нравственного формирования личности, заложить ее основу в виде знаний о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Превращение нравственных норм в нравственные убеждения личности начинается на втором уровне, когда приобретенные знания преобразуются в нравственные убеждения, когда человек поступает нравственно не потому, что он знает, а потому, что он убежден, что иначе поступать нельзя, когда он просто не может поступить безнравственно. Именно на втором уровне нравственного формирования личности огромную роль играет искусство.

Искусство - это великий воспитатель, в том числе и воспитатель нравственности.

Главным инструментом получения знаний о морали и нравственности, превращения их в личные убеждения, а затем и в жизненные принципы является собственный опыт человека. Однако только его оказывается недостаточно для получения комплексной картины мира и жизни. В искусстве же содержится коллективный опыт человечества, соединенный с высшими духовными идеалами. И этот опыт преподносится мастером не умозрительно, а эмоционально, затрагивая чувства и разум, пробуждая память, вторгаясь в глубину души, порождая личные переживания слушателя (читателя, зрителя) и поэтому оставляя в душе опыт как свой собственный.

При всем многообразии и многоаспектности понятия искусства в самом общем виде оно представляет собой сферу человеческой деятельности. Искусство охватывает создание эстетически значимых объектов - художественных произведений, а также доведение их до публики путем включения в процесс общественной коммуникации 1 . Художник (писатель, композитор, музыкант, режиссер и т.д.), создавая художественное произведение, отражает те или иные стороны действительности.

В. Г. Белинский.

«Знание искусства, развитое эстетическое чувство есть условие человеческого достоинства...»

При этом он всегда изображает ее тенденциозно, с точки зрения своей нравственной позиции.

Таким образом, художник, выбирая способ освещения действительности, склоняет зрителя (читателя, слушателя) к той или иной ее нравственной оценке.

Морально совершенное выступает в искусстве как эстетически прекрасное. Это, конечно, не означает, что моральная проблематика исчерпывает содержание искусства. Соотношение морали и искусства выступает в более сложной форме.

Имеющуюся связь между нравственной и эстетической культурой убедительно выразил великий русский публицист, критик

В. Г. Белинский (1811-1848):

Знание искусства, развитое эстетическое чувство есть условие человеческого достоинства: только при нем возможен ум, только с ним ученый возвышается до мировых идей... только с ним гражданин может сделать из жизни подвиг и не сгибаться под его тяжестью. Без него, без этого чувства нет гения, нет таланта, нет ума - остается один пошлый «здравый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчетов эгоизма... Эстетическое чувство есть основа добра, основа нравственности... Где нет владычества искусства, там люди не добродетельны, а только благоразумны, не нравственны, а только осторожны; они не борются со злом, а избегают его, избегают не по ненависти ко злу, а из расчета .

Искусство является великим учителем жизни, учителем нравственности. Его воздействие на человека превосходит все остальные влияния, так как искусство сочетает в себе идеи, мораль, религию, право и политику, умноженные на огромную силу эстетического сопереживания.

Великую силу искусства ярко и образно описал великий немецкий поэт, философ-эстетик, теоретик искусства и драматург Фридрих Шиллер (1759-1805), который так охарактеризовал театр (что вполне можно отнести ко всем видам искусства):

Когда справедливость слепнет, подкупленная золотом, и молчит на службе у порока, когда злодеяния сильных мира сего издеваются над ее бессилием и страх связывает десницу властей, театр берет в свои руки меч и весы и привлекает порок к суровому суду. Театр карает тысячи пороков, оставшихся безнаказанными;

Тысячи добродетелей, о которых умалчи-

Ф. Шиллер вает правосудие, прославляются сценой...

Какими чудесными впечатлениями, решениями, страстями переполняет она душу, какие божественные идеалы выставляет перед нами для подражания!

В контексте правоохранительной деятельности к этим словам можно добавить, что в силу вышеперечисленных свойств искусство - одно из наиболее эффективных средств против профессиональнонравственной деформации работников судебной системы.

Характерное явление современной российской действительности, возникающее как прямое следствие демократизации и обновления общества и государства, - постепенная замена командно-административных, авторитарных методов управления на демократичные, основанные на инициативности каждого работника, ориентированного прежде всего на интересы дела. В связи с этим резко повышается значимость такого профессионального качества, как творческое мышление, или, как принято сегодня говорить, креативность.

Способность к творческому мышлению стала одним из определяющих критериев профессиональной компетентности специалиста. И особенное значение это качество приобретает в тех профессиях, которые по своей сущности связаны с возникновением в процессе деятельности нестандартных, нестереотипных ситуаций. Именно такой характер носит деятельность судьи, где неповторимость профессиональной или жизненной ситуации распространяется и на нравственную составляющую.

Сложные ситуации, зачастую возникающие в правоохранительной, в том числе судебной, деятельности, требуют от должностных лиц умений и навыков справляться с нестандартными ситуациями, неуклонно следовать при этом не только правовым, но и нравственным нормам.

Умения и навыки, необходимые для того, чтобы осуществлять правильный с точки зрения общепринятой морали и профессиональной этики нравственный выбор в условиях нестандартной, тем более экстремальной ситуации, вырабатываются на третьем, наиболее сложном уровне формирования нравственной личности. Одна из главных трудностей здесь состоит в том, что происходит «конфликт нравственных норм» и «конфликт нравственных приоритетов» как между самими нормами и приоритетами, так и между стереотипными нормами и интересами общества. Все это вынуждает личность самостоятельно, без опоры на известные ему общепринятые нравственные модели поведения, делать трудный выбор, какой из нравственных норм отдать предпочтение.

Несмотря на то что и в наши дни десять заповедей, содержащихся в Библии, сохраняют свой первозданный смысл («не убий», «не кради», «не лги», «не прелюбодействуй», «не завидуй» и т.д.), вместе с тем в конкретных ситуациях профессиональной деятельности следование этим, казалось бы, прописным истинам не всегда оказывается оправданным. Является ли аморальным убийство на войне врага, стремящегося захватить и поработить Родину? Можно ли считать нравственно оправданным насилие сотрудников полиции в отношении агрессивно настроенных лиц, угрожающих безопасности мирных граждан? Допустимо ли врачу солгать пациенту, чтобы сохранить ему жизнь? Какое решение вынесет судья в отношении неплатежеспособного должника, потратившего целевой кредит на лечение жены или матери? Такие и многие другие тупиковые вопросы требуют от людей, выполняющих свой служебный долг, предельно грамотного решения.

В подобных ситуациях нравственные убеждения и морально- этические знания оказываются недостаточными. В случаях нестандартных ситуаций человек встает перед необходимостью переходить в систему «других измерений», где ему приходится прибегать к самостоятельному, творческому разрешению возникшей нравственной коллизии.

Исключительную роль в развитии способности творческого мышления играет искусство, которое учит не только творчески мыслить, но и вносить в любую человеческую деятельность элемент собственного творчества. Благодаря способности художественного осмысления действительности, содержащейся в художественном произведении, человек получает возможность эмоционально переживать и принимать чужой опыт, приобретает умение интуитивно схватывать сущность явлений и процессов, которые еще не получили логического объяснения и даже, возможно, не познаны наукой. И в этом смысле каждое взаимодействие с художественным произведением можно рассматривать как практические нравственные уроки, которые преподносит нам реальная жизнь.

Искусство - самый интересный учебник подлинно нравственного применения норм морали в практической деятельности людей, особенно когда речь идет о нестереотипных или сложных ситуациях. Искусство учит соотносить действия и поступки не с формальными правилами, а с нравственными идеалами общества. И кроме того, каждое художественное произведение неизбежно содержит нестандартные ситуации и дает их решение с позиций истинно нравственных. История искусства изобилует примерами, когда нравственные поступки героев художественных произведений становились общепризнанными нравственными нормами.

Кроме развития творческого мышления и умения на его основе вырабатывать подлинно нравственные решения, искусство развивает у человека и такое важное качество, как эстетический вкус, т.е. способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного как в произведениях искусства, так и в явлениях действительности.

Эстетическая оценка наиболее общеупотребительная, ибо любой человек в каждом своем поступке, в каждом движении, в каждой произнесенной фразе не хочет показаться некрасивым. Именно поэтому эстетическая оценка и самооценка предшествуют моральной и служат своеобразным регулятором в выборе соответствующих форм поведения и самовыражения. Кроме того, развитый эстетический вкус проявляется в способности человека интуитивно постигать определенные закономерности эстетики, гармонии, «правильности» или же позволяет распознавать «некрасивость», дисгармонию, «неправильность», незаконосообразность любого явления. И чем более развит у человека эстетический вкус, тем более точной оказывается его нравственная оценка.

Таким образом, искусство развивает творческое мышление, эстетический вкус, культуру воображения, интуицию в постижении сущности явлений, - словом, все то, что способствует нравственному формированию личности, имеющей собственную систему ценностей и нравственных принципов.

Искусство оказывает огромное влияние на формирование эмоционально-чувственной сферы работников правоохранительной системы, на развитие у них способности реагировать на окружающие их явления не только разумом, но и душой, учит их сочувствию, воспитывает в них способность к состраданию, сопереживанию, содействию 1 . И хотя литературно-художественный анализ позволяет скорее лишь сердцем понять причины, препятствующие восстановлению нарушенных или охраняемых законом прав и интересов, подобная «трактовка» во многом оказывается созвучной социологическим исследованиям, использующим точные методы научного обобщения . При этом становится понятнее, почему доверие к суду неуклонно снижается. По данным российской негосударственной исследовательской организации, в 2010 г. для решения проблем в суд предпочло бы обратиться 41% россиян, а в 2013 г. - только 33%. Тем не менее суду по-прежнему доверяет большинство опрошенных .

Руководствуясь ролью искусства в нравственном формировании работников органов правосудия, приведем несколько примеров из произведений отечественных авторов, известных своим беззаветным служением Музе.

Для нашего времени актуальны многие проблемы, затронутые

А.Н. Радищевым в книге «Путешествие из Петербурга в Москву », - свобода и права личности, происхождение и предназначение государственной власти, право и справедливость, право и гуманизм, правосудие и наказание и пр. Но, пожалуй, особый интерес для современных российских судей может представлять глава «Зайцово». Эта глава повествует о том, как на почтовом дворе деревни Зайцово путешественник встретил одного из немногих положительных героев книги - давнишнего приятеля Крестьянкина, человека честного, бескорыстного, живущего в ладу со своей совестью. «Душу он имел чувствительную и сердце человеческое». Вот что вспоминает бывший судья Крестьянкин о несбывшихся надеждах на исполнение своих «правых решений»:

Видел я решения мои осмеянными в том самом, что их изящными делало; видел их оставляемыми без действия... и нередко я видел благие мои расположения исчезавшими, яко дым в пространстве воздуха.

Не найдя в суде торжества справедливости и законности, Крестьянкин терпит профессиональный крах. Из-за последнего дела Крестьянкину как честному человеку пришлось уйти со службы (он оправдал крестьян, которые убили господ, надругавшихся над крестьянской невестой). Он ушел в отставку, чтобы не участвовать в беззаконии 1 .

Особое место в нашем анализе принадлежит повести «Дубровский». Тяжба Дубровского и Троекурова изображена А.С. Пушкиным настолько юридически точно, профессионально, что по роману можно изучать особенности русского судопроизводства начала XIX в. С большой художественной силой вскрыты в нем не только предвзятость, необъективность царского правосудия, но и та непреодолимая циничность, с которой исполнялись «судебные веления». Приведенный Пушкиным полный текст определения уездного суда по делу «о неправильном владении гвардии поручиком Андреем Гавриловым, сыном Дубровским, имением, принадлежащим генерал-аншефу Кириллу Петровичу, сыну Троекурову», представляет собой впечатляющий образец судебного крючкотворства и казуистики того времени.

Грозным оружием - смехом обличал общественные пороки Н.В. Гоголь. Для нравственного самовоспитания современных судей бесценны те страницы его произведений, где он бичевал царское правосудие и весь чиновничий мир с его казенным бездушием, взяточничеством, вопиющей профессиональной неграмотностью и волокитством.

Такими пороками насквозь пропитан миргородский суд в повести «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Тяжба бывших закадычных друзей затянулась на долгие годы, так и не найдя решения из-за волокиты - естественного состояние миргородской Фемиды. Волокита, услаждающая дремучую леность ума провинциальных судейских чинов, позволяющая им сколь угодно пребывать в бездействии, а самое главное, дающая им возможность постоянно кормиться за счет тех, кто обращается к ним в поисках правды и справедливости.

Взятка - второй порок царского правосудия - в сущности, узаконена в Миргородском поветовом суде, поборы здесь привычны. И то и другое неподвластны даже ходу времени - «так было, так есть, так будет!» .

А фамилия судьи из «Ревизора» - Ляпкин-Тяпкин - говорит о многом... Служба в Коммерческом суде, несомненно, сыграла заметную роль в становлении А.И. Островского как литератора, как драматурга. Здесь наблюдал он типичные характеры в типичных ситуациях и запечатлевал их в памяти. Так, сюжет комедии «Свои люди - сочтемся !» был взят из «самой гущи жизни», хорошо знакомой драматургу по юридической практике. Купец Самсон Силыч Большов объявляет о своем банкротстве. Но это один из плутовских ходов в его коммерческой «игре», с помощью которого он намеревался закрыть расчеты с кредиторами и уклониться от уплаты долгов. Однако он сам стал жертвой придуманной им уловки...

Есть среди персонажей пьесы и представители чиновного мира, которые «вершат правосудие» по делам жуликов-купцов и плутов- приказчиков. Эти «служители Фемиды» в нравственном отношении недалеко ушли от своих клиентов и просителей...

Не меньшее влияние на читателя (зрителя) оказывает масштабность самой творческой личности, неповторимость ее гениального жизненного пути. Тот, кто искренне, не жалея себя, творил искусство и передавал современникам эстафету вечного бытия, всегда становился соавтором главного Па У стовский

создателя - Бога.

Писатель К.Г. Паустовский говорил:

Всегда удивительна, но порой неожиданна власть гения над человеческими сердцами. Она выражается не только в непосредственном и неотразимом воздействии на нас со стороны всего им созданного, но и во всем, что так или иначе связано с ним самим, с его жизнью. Мы хотим знать о нем все. Мы хотим видеть все, что он видел, все, на чем останавливался его взгляд. Мы хотим по самой обстановке его жизни восстановить ход его сокровенных мыслей и порывы его воображения 1 .

Тому пример - жизненный путь А.Н. Радищева, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова, М. Горького, Н.К. Рериха, А.Р. Беляева и многих других. Они воспитали многие поколения и воспитают новые.

Многие видные юристы внесли весомый вклад в искусство и литературу. Например, широко известны заслуги выдающегося русского юриста, основателя судебной этики Л.Ф. Кони (1844-

1927) на литературном поприще, в области культуры. В число многих званий, которых он был удостоен, входило и звание почетного академика изящной словесности.

Русский судебный деятель XIX в. Д.А. Ровинский (1824-1895) вошел в историю и как выдающийся искусствовед, составитель справочников по русским портретам и гравюре XVIII-XIX вв.; был удостоен званий почетного члена Академии наук и Академии художеств.

К. К. Арсеньев, В.Д. Спасович, С.А. Андреевский, А.И. Урусов, Н.П. Карабчевский были не только видными судебными деятелями, но и известными для своего времени литераторами.

Небезынтересен и тот факт, что многие видные, яркие представители национальной культуры, прежде чем прийти в искусство, изучали юриспруденцию, получили юридическое образование, некоторые из них занимались юридической практикой, другие совмещали ее с художественным творчеством.

Дипломированными юристами были: А.Н. Радищев, А. С. Грибоедов , поэты А.Н. Майков, Я.П. Полонский, А.Н. Апухтин , писатель Л.Н. Андреев , художники В.Д. Поленов, М.А. Врубель, Н.К. Рерих, И.Э. Грабарь, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский, И.Я. Билибин,

В.В. Кандинский, композиторы П.И. Чайковский, А.Н. Серов, И.Ф. Стравинский, певец Л.В. Собинов, художественный и музыкальный критик В. В. Стасов.

Учились на юридических факультетах, но по разным причинам не завершили своего юридического образования Л.Н. Толстой, А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, А.А. Ахматова, М.А. Волошин..}

Таким образом, можно утверждать, что взаимосвязь искусства и нравственности - одна из бесспорных закономерностей развития духовной культуры общества. Искусство способствует нравственному формированию личности и оказывает мощное влияние на все сферы деятельности человека. И в каждой сфере профессиональной деятельности искусство всегда служило эффективным средством формирования конкретного типа личности, ее определенных нравственных устоев, необходимых для успешного выполнения тех или иных профессиональных и служебных задач. Вот почему работникам судебной системы важно выработать в себе четкую установку

Процесс формирования, становления любой личности сложный и длительный. Понятие «личность» подразумевает многое и ко многому обязывает. С одной стороны, это лицо, обладающее уникальными качествами, с другой – это компонент социума, который раскрывается не только в индивидуальном проявлении, но и в социальных отношениях. Если личность будет обладать сильными качествами, например, такими, как: честность, достоинство, красота и гармоничность внутреннего мира, гуманизм, позитивное мировосприятие, свобода мышления, целеустремлённость, ответственность, желание самосовершенствоваться, то и общество, в котором эта личность живёт, будет двигаться по прогрессивному пути развития.

Одна из важных ролей в решении вопроса формирования личности принадлежит художественной культуре, в том числе её духовной составляющей – искусству. Ещё в 19 веке известный скульптор М. Антокольский утверждал: «Посредством искусства мы выражаем свои чувства любви, горести и радости, под звуки музыки мы смелее идём к победе, под те же звуки оплакиваем падших героев. Искусство украшает храмы, оно учит нас лучше молиться, сильнее любить Бога и чувствовать чувства других. Искусство … – это выразитель и толкователь человеческой души, посредник между Богом и человеком. Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее то, что каждый хотел бы сказать, да не может. Искусство подобно путеводной звезде, освещающей путь тем, кто стремится вперёд, к свету…» .

Образцы музыкальных произведений, литературы, живописи, архитектуры и т. д. – это отражение многовекового стремления наших предков к красоте, идеалу, мудрости. Таким образом, рождая систему ценностной ориентации человека, духовная культура полностью оправдывает свою изначальную трактовку – «возделывание». Личность, которая старается формировать себя в процессе созидательной деятельности, облагораживая свой облик, воспитывая свою сущность, «возделывает», окультуривает своё «Я». Причём стоит заметить, что произведения искусства оказывают влияние не только на область человеческих чувств, они одновременно воздействуют и на сознание человека, целостно преобразуя его. Диадность проявляется в характере общения личности и культуры, в двустороннем их взаимодействии

Естественно, что материальная культура тоже будет формировать личность, но с точки зрения утилитарной, материальной сферы (предметы быта, одежда, место обитания др.).

Искусство же воспитывает, просвещает, даёт возможность познать мир через его образное выражение в слове, в звуке, в цвете, а вслед за этим и создать свой образ мира, который априори не сможет вмещать разрушающих понятий. Культурный человек – это не тот человек, которого приучают к духовным ценностям насильно, но это личность,которая получает от этого общения радость, ощущает полноту бытия, радуется гармонии своего «я» и мира, черпая духовную энергию из полотен живописцев, поэтических строк, созданий скульпторов. «Художник, творец искусства, обращается сначала к сердцу человека. Произведения искусства всегда несут в себе переживания творца, его взгляд на мир, на своё место в нём. Поэтому так велика сила воздействия искусства на людей: оно пробуждает в человеке ответное чувство» .

Искусство, выстроенное по законам добра и красоты, очищает, просветляет, открывает новые горизонты . Именно обращение к искусству становится импульсом к сотворчеству, причиной зарождения желания создать что-то своё, неповторимое – и личность расцветает, становится уникальной. Например, художник М. Сарьян замечал: «Каждый из них (живописцев – прим. автора ) – это цельный мир, цельное восприятие мира. Это цвет, свет, тень, перспектива, музыка, через которые видит художник мир. Но на что был бы похож мир, если бы на земном шаре возник лишь один тип цивилизации и один тип живописи. Искусство любит многообразие как с исторической, так и с национальной точки зрения» .

Именно благодаря вовлечению в мир искусства личность обогащает свой мир, выбирает созидательную деятельность, ощущает полноту бытия. Искусство помогает просвещению, ведь с помощью него многие скучные вещи становятся яснее и ярче.

Каждый вид искусства играет свою роль в формировании личности. В статье мы попытаемся на некоторых примерах не умозрительно, а практически доказатьпреобразующую, развивающую, возрождающую роль искусства для личности .

Живопись . Потрясения от преобразованного художником мира могут быть для личности очень глобальными, поворотными. С одной стороны, личность получает эстетический урок. Представления о том, что такое красота или уродство, а, следовательно, формирование своего образа жизни, его эстетической базы – вот что главное в общении с произведениями живописи. Эстетическая функция искусства, живописи особенно, помогает находить верные пути в жизни, во многом опираясь не на некие нормативные документы или публицистические воззвания, а на эмоциональные порывы души. Сколько нюансов чувств можем мы открыть в себе, любуясь полотнами импрессионистов, сколько тайного познать, изучая историю жанра портрета, какой оригинальной трактовкой мира обогатить своё видение реальности, рассматривая картины авангардистов! Интересно отметить, возможно, большинство произведений искусства, оставшихся в веках как классика, – это те произведения, которые содержат гуманистические идеалы, эстетические порывы.

«Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно» .

С другой стороны, при «общении» с миром художника через его произведения, человекполучает и нравственный урок , который может проникнуть в индивидуальную человеческую психику, вторгаясь в границы сформированного субъективного образа мира личности. Иллюстративен в этом случае пример с эпизодом из жизни Ф. М. Достоевского, который увидел картину «Мертвый Христос в гробу» кисти Ганса Гольбейна Младшего. Она произвела на писателя неизгладимое впечатление . Впоследствии ошеломительное впечатление от картины передаст его герой в романе «Идиот»: « – Да это... это копия с Ганса Гольбейна, – сказал князь, успев разглядеть картину, – и хоть я знаток небольшой, но, кажется, отличная копия. Я эту картину за границей видел и забыть не могу...

– А на эту картину я люблю смотреть, – пробормотал, помолчав, Рогожин...

– На эту картину! – вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли, – на эту картину! Да от этой картины у иного ещё вера может пропасть!». Что так поразило русского гения? Есть много точек зрения. Одна из них – детальная прорисовка художником черт умершего человека на портрете вопреки тому, что Иисус должен ожить, но если присмотреться, то можно увидеть напряжённый палец, будто поднимающий тело Христа над поверхностью. А иначе и быть не могло. Вера в воскрешение, подтверждённая даже столь безысходной картиной, восторжествовала.

Итак, живопись формирует эстетические представления человека о мире, обогащает личность эмоционально, воздействует на её нравственные основы.

Литература . Потрясения от произведений искусства основ человеческой личности заставляют говорить чуть ли не о магическом воздействии духовной культуры на человека.Она преобразует его мир, активирует познавательные, эмоциональные способности, раскрепощает духовные силы. Здесь нужно говорить об ответственности творца перед читателем, зрителем его «текстов», ведь идеи, заложенные в образах, воспринимаются и усваиваются лучше, доступнее.

Особое место в формировании личности принадлежит литературе как искусству слова:

«Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить» .

Литература влияет на личность комплексно: здесь и ценностно-ориентированное, и эстетическое, и познавательное, и даже жизнетворящее влияние. Так, например, спасение в литературе находит и известный русский писатель В. Шаламов, который, находясь в лагере на Колыме, писал Б. Пастернаку:

«…И каждый вечер в удивленье,

Что до сих пор ещё живой,

Я повторял стихотворенья

И я шептал их как молитвы,

Их почитал живой водой,

И образком, хранящим в битве,

И путеводною звездой.

Они единственною связью

С иною жизнью были там,

Где мир душил житейской грязью

И смерть ходила по пятам …» .

Спасая и оберегая, ориентируя и заставляя мыслить и тонко чувствовать, литературные произведения подчас выстраивают и модель поведения, образ жизни. Как не вспомнить здесь личностное восприятие М. И. Цветаевой А. С. Пушкина и его «Капитанской дочки» в её статье «Мой Пушкин». А вот её впечатление-программа от «Евгения Онегина»: «Многое определил во мне «Евгений Онегин». Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку – и руки, не страшась суда, – то только потому, что на заре моих дней, лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрёпанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах сделала… И если я потом, когда уходили (всегда – уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей…. Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества» .

Благодаря тому, что литературные произведения преобразуют окружающую действительность в некий новый авторский мир, личность, обращаясь к искусству слова, обогащает своё видение, получает новое наполнение информационного поля. Эта информация обладает ценностно-ориентированной, эстетической функцией. Кроме того, литература имеет и психологическое воздействие на читателя в плане помощи выстраивания им определённого шаблона поведения, образа мышления.

Но надо отметить и ещё одно немаловажное назначение искусства – его способствование переживать моменты, эмоции, которые в реальной жизни могут быть человеку не даны. И тогда искусство становится опытом того, что не случилось, не произошло, но, например, пережито через слово.

Итак, роль искусства в формировании личности велика. Она и импульс к познанию нового, к творчеству, и способ формирования ценностно-ориентационных критериев, и способ воспитания, общения, и возможность получить эстетическое наслаждение, привить вкус, реализоваться как неповторимая личность, выстроить свой образ мира, возможность пережить непережитое, испытать то, что не случилось и, наконец, спастись в переживаемом настоящем.