Предложения со сравнительными оборотами. Сравнительный оборот Что такое сравнительный оборот в литературе

1. Запятыми выделяются или отделяются сравнительные обороты, начинающиеся союзами словно, будто, как будто, точно, чем, нежели, что и др., например: Иной раз подстрелишь зайца, ранишь его в ногу, а он кричит, словно ребенок (Чехов); На Красной площади, будто сквозь туман веков, неясно вырисовываются очертания стен и башен (А.Н. Толстой); Откуда-то тянуло затхлой сыростью, точно из погреба (Мамин-Сибиряк); Пантелеймон... сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные, руки (Чехов); Рыжик с фокусником вошли в лес широкой, будто выметенной, тропой (Свирский); Лучше поздно, чем никогда (пословица); Ночью. лететь было безопаснее, нежели днем: устойчивее воздушный океан (Первенцев); ...А волоса у нее [русалки] зеленые, что твоя конопля (Тургенев); Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу (Тургенев).

Примечание. Не выделяются запятыми сравнительные обороты с указанными союзами, входящие в состав сказуемого или тесно связанные с ним по смыслу, например: Звезды на темном небе словно блестки, рассыпанные по бархату; Он смотрит на жизнь будто сквозь розовые очки; Могучий дуб и рядом с ним белоствольная береза точно воин в доспехах и девушка в подвенечном платье; Веселая песня что крылатая птица уносится далеко, далеко; Мы с ним словно родные братья.

2. Запятыми выделяются или отделяются сравнительные обороты, начинающиеся союзом как :

1) если они обозначают уподобление, без других оттенков значения (как имеет значение «подобно», например: И видел он себя богатым, как во сне (Крылов); Вокруг высокого чела, как тучи, локоны чернеют (Пушкин); Руки его дрожали, как ртуть (Гоголь); Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка... (Лермонтов); На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звездочка (Гончаров); Как чайка, парус там белеет в высоте (Фет); На самом дне, сухом и желтом, как медь, лежали огромные плиты глинистого камня (Тургенев); Слова бесконечно тянулись одно за другим, как густая слюна (Салтыков-Щедрин); Старый мост сломали, и на его месте сделали цокольную, прямую, как палка, набережную (Л. Толстой); Старик заплакал, как дитя (Никитин); Королев старается ввести школьническую дисциплину и относится к студентам, как к ученикам той гимназии, где он был директором (Короленко); Он двигался сдержанно, как человек, умеющий хорошо обращаться со своим временем (Федин); Я через всю свою жизнь, как через тысячу лет, пронес это воспоминание (Пришвин); А жена уже в дверях стоит и сковородник, как ружье, на изготовке держит (Шолохов); На улице было множество людей, как в праздник (Тихонов); Молнии, как галстуки, по ветру летят (Багрицкий); И обнялись, как братья, отец и мальчик-сын (Твардовский);

2) если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь , например: Ямщик был в таком же изумлении от его щедрости, как и сам француз от предложения Дубровского (Пушкин); Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринужденно, как на Невском проспекте (Гоголь); Черты лица его были те же, как и у сестры (Л. Толстой); Лаевский безусловно вреден и так же опасен для общества, как холерная микроба... (Чехов); Все вокруг какое-то церковное, и маслом пахнет так же крепко, как в церкви (Горький);

3) если оборот начинается сочетанием как и , например: К Москве, как и ко всей стране, я чувствую свою сыновность, как к старой няньке (Паустовский); В ее глазах, как и во всем лице, было что-то необычное; Как и на прошлогодних соревнованиях, впереди оказались спортсмены Российской Федерации;

4) если оборот выражается сочетанием как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как теперь, как нарочно и т.п. (некоторые из них имеют характер вводных слов), например: Вижу, как теперь, самого хозяина... (Пушкин); Занятия начались, как обычно, в девять часов утра; Помню, как сейчас, свою первую учительницу в школе; Как нарочно, в кармане не было ни копейки; Запятыми, как правило, выделяются деепричастные обороты.

Примечание. Указанные сочетания не выделяются запятыми, если входят в состав сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу, например: Осенью и зимой густые туманы в Лондоне бывают как правило; Вчерашний день прошел как обычно (т.е. по обыкновению);

5) в оборотах не кто иной, как и не что иное, как , например: Спереди Рейнский водопад не что иное, как невысокий водяной уступ (Жуковский); Но что же такое эта самая память? - Не что иное, как действие воли... (Чаадаев).

3. Обороты с союзом как не выделяются запятыми:

  • 1) если на первый план в обороте выступает значение обстоятельства образа действия (на вопрос как?); обычно такие обороты можно заменить творительным падежом существительного или наречием, например: Как град посыпалась картечь (Лермонтов) (ср.: посыпалась градом); Как дым рассеялись мечты (Лермонтов); Как демон коварна и зла (Лермонтов) (ср.: демонически коварна); Перстенек как жар горит (Некрасов); В гневе он как гром загремел, как сталь засверкал; Конь как буран летит, как вьюга спешит; Как зарницы в небе они запылали, как огненный дождь с неба упали;
  • 2) если основное значение оборота - приравнивание или отождествление, например: ...Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей... (Лермонтов) (ср:: ...любил меня, считая своей собственностью); ...Он [Иудушка] подавал свой камень как единственное, что он мог дать (Салтыков-Щедрин);
  • 3) если союз как имеет значение «в качестве» или оборот с союзом как (приложение) характеризует предмет с какой-либо одной стороны (см. §93, п. 5, примеч.), а также стоит в конце предложения: Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених (Пушкин); Я говорю как литератор (Горький); Мое незнание языка и молчание было истолковано как молчание дипломатическое (Маяковский); Сергей Лазо был прислан комитетом как главнокомандующий (Фадеев); Мы знаем Индию как страну древнейшей культуры; Публика ценила раннего Чехова как тонкого юмориста; Мы больше знаем Лермонтова как поэта и прозаика и меньше как драматурга; Я сохраню это письмо как память; Эти идеи пропагандируются среди художников как прогрессивные; Петр I не считал для себя зазорным работать как простой плотник; Юрий Гагарин вошел в историю как первый в мире космонавт;
  • 4) если оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым (обычно в этих случаях сказуемое не имеет законченного смысла без сравнительного оборота), например: Одни как изумруд, другие как коралл (Крылов); Она сама ходила как дикая (Гончаров); Как ребенок душою я стал (Тургенев); Гамзат вышел из палатки, подошел к стремени Умма-Хана и принял его как хана (Л. Толстой); Отец и мать ей как чужие (Добролюбов); Я смотрел как очарованный (Арсеньев); Поэма была произнесена как признание (Федин); Все относились к Ване как к своему человеку (Пришвин); Он говорил о привычных вещах как о чем-то необычайно интересном (Паустовский); Пришвин думал о себе как о поэте, «распятом на кресте прозы» (Паустовский); Льды как льды, пустыни как пустыни (Каверин); Все как на картинках: и горы, и лес, и вода; Все как обычно, только часы стояли; Скота у него как муравьев в муравейнике.

Ср. также: чувствовать себя как в родной стихии, ведет себя как невменяемый, понять как намек, воспринимать как похвалу, осознать как опасность, смотреть как на ребенка, приветствовать как друга, рассматривать как исключение, принять как должное, представить как факт, квалифицировать как нарушение закона, отметить как большой успех, интересует как новинка, выдвигать как проект, обосновать как теорию, принять как неизбежное, сложиться как традиция, высказать как предположение, истолковать как нежелание принять участие, определить как случай обособленного приложения, характеризовать как тип, выделяться как талант, оформлять как официальный документ, употребляться как фразеологический оборот, прозвучать как призыв, входить как составная часть, фигурировать как представитель, ощущаться как чужеродное тело, существовать как независимая организация, возникнуть как нечто неожиданное, развиваться как прогрессивная идея, выполнить как срочное задание и т. п.;

  • 1) если сравнительному обороту предшествует отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, вроде, точь-в-точь, именно, прямо, просто и т.п., например: Я воспитал в себе это чувство праздника не как отдыха и просто средства для дальнейшей борьбы, а как желанной цели, завершения высшего творчества жизни (Пришвин); Он [Андрей Белый] отдавался языку именно как шаман, отдающийся самовозбуждению (Федин); Было светло почти как днем; Дети иногда рассуждают совсем как взрослые; Волосы у девочки вьются точь-в-точь как у матери;
  • 2) если оборот имеет характер устойчивого сочетания, например: У льва как гору с плеч свалило (Крылов); Да сказать лекарю, чтоб он перевязал ему рану и берег его как зеницу ока (Пушкин); Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу (Чехов).

Ср. также: белый как лунь, белый как полотно, белый как снег, бледный как смерть, блестит как зеркало, болезнь как рукой сняло, бояться как огня, бродить как неприкаянный, бросился как безумный, бубнит как пономарь, вбежал как сумасшедший, вертится как белка в колесе, визжит как поросенок, вижу как днем, все как на подбор, вскочил как ужаленный, глядел как волк, глуп как пробка, гол как сокол, голодный как волк, далек как небо от земли, дрожал как в лихорадке, дрожит как осиновый лист, ему все как с гуся вода, ждать как манны небесной, заснул как мертвый, здоров как бык, знать как свои пять пальцев, идет рядом как пришитый, катался как сыр в масле, колыхался как студень, красив как бог (но перед именем собственным: красив, как Аполлон; то же: быстрый, как Аякс; мудрый, как Соломон; сильный, как Геркулес, и т.п.), красный как рак, крепок как дуб, кричит как оглашенный, летит как стрела, лупить как Сидорову козу, лысый как колено, льет как из ведра, машет руками как мельница, мокрый как мышь, мрачный как туча, народу как сельдей в бочке, не видать как своих ушей, нем как могила, носится как угорелый, нужен как воздух, остановился как вкопанный, остался как рак на мели, острый как бритва, отличаться как небо от земли, побледнел как полотно, повторял как в бреду, пойдешь как миленький, поминай как звали, поразить как обухом по голове, похожи как две капли воды, пошел ко дну как камень, преданный как собака, пристал как банный лист, провалиться как сквозь землю, пропал как в воду канул, прямо как нож по сердцу, пылал как в огне, развеялся как дым, расти как грибы после дождя, свалился как снег на голову, сидел как на иголках, сидеть как на угольях, сидел как прикованный, слушал как завороженный, смотрел как зачарованный, спал как убитый, стройный как кедр ливанский, твердый как кремень, темно как ночью, тощий как скелет, труслив как заяц, умер как герой, упал как подкошенный, уперся как баран, упрям как осел, устал как собака, хлещет как из ведра, ходил как в воду опущенный, холодный как лед, черный как черт, чувствовать себя как дома, шатался как пьяный, шел как на казнь и т.п.

§1. Выделение сравнительных оборотов запятыми

Сравнительные обороты выделяются запятыми. Это:

1) сравнительные обороты с союзом как , например:

Там лёд ровный, как зеркало.

2) сравнительные обороты с союзами будто , словно , как будто , точно, подобно , что , чем , нежели , например:

Там лёд ровный, будто зеркало.
На катке лёд ровнее, чем на реке.

3) сравнительные обороты с сочетанием как и , например:

Она была красива, как и мать.

4) сравнительные обороты с сочетаниями: как обычно , как и обычно , как всегда , как и всегда , как раньше , как и раньше , как прежде , как и прежде , как сейчас , как и сейчас , как теперь , как и теперь и др. под., например:

Я встала, как обычно, в шесть.

5) предложения, имеющие в своём составе указательные местоимения тот , такой или местоименное наречие так , например:

Она была такой же красивой, как мать.

§2. Обороты с союзом как — разные случаи

Вопрос: выделять ли запятыми оборот с союзом как , — возникает:

  • во-первых, потому что формальный показатель — союз как — не является признаком сравнительного оборота.

Если перед вами не сравнительный оборот, то запятая не нужна.

1) оборот с как может выражать обстоятельственное значение, например:

Ты ведёшь себя как маленький.

2) оборот с как может передавать значение «в качестве», например:

Как мать я лучше знаю, как поступить.

Как профессионалу ему цены нет;

  • во-вторых, бывают случаи, когда союз как выражает сравнительное значение, но запятая не нужна, потому что:

1) сравнение выполняет роль сказуемого или входит в состав сказуемого, например:

Для многих будущее как туман.

2) перед союзом как есть слова совсем , почти , просто , прямо , совершенно , абсолютно , например:

В декабре в шесть уже было темно почти как ночью.

3) перед как есть частица не , например:

Ты ведёшь себя не как девочка: девочки не дерутся.

4) сравнительный оборот выражен устойчивыми сочетаниями, например:

стройна как тополь, хитра как лиса, труслив как заяц, вертеться как белка в колесе.

Подобный оборот может быть выражен разными частями речи, но чаще всего встречаются:

  • Имена существительные в Именительном падеже: Он всегда был трусливым, как заяц .
  • Имена существительные в косвенных падежах: И он любил ее, как прежде .

Важно отличать сравнительные обороты от сравнительных придаточных предложений. Во втором случае будет присутствовать полноценная грамматическая основа, в то время как в обычном сравнительном обороте ее не бывает (даже в том случае, когда он состоит более, чем из одного слова). Например:

Тогда он поднял голову и закричал, как зверь. — И тут он закричал так, как зверь кричит от боли.

В обоих случаях мы видим союз «как». Однако в первом предложении он присоединяет сравнительный оборот, а во втором — придаточное предложение (грамматическая основа — «зверь кричит»).

Поскольку сравнительные обороты достаточно часто имеют обстоятельственное значение, они подчёркиваются штрих-пунктирной линией, как и обычные обстоятельства. Иногда оборот входит в состав сказуемого, и в этом случае его необходимо подчеркнуть двумя чертами.

Примеры использования сравнительных оборотов

Приведем несколько вариантов применения сравнительных оборотов в речи:

  1. А он просто взял и отказался от нее, как от надоевшей игрушки!
  2. И моя жена рассмеялась звонко и весело, как в первый день нашего знакомства.
  3. Неожиданно небо потемнело, будто во время бури.
  4. Он прицепился ко мне словно банный лист.

В первом предложении оборот присоединяется с помощью союза «как», перед которым нужно поставить запятую. Имеет значение образа действия.

Во втором случае оборот имеет обстоятельственное временное значение. Он также выделяется запятой.

В третьем предложении сравнительный оборот имеет характерное для него значение образа действия.

В последнем примере оборот не выделяется запятой, поскольку является фразеологизмом. Имеет обстоятельственное значение образа действия.

Члены предложения,составляющие грамматическую основу, и части речи, выражающие её

В грамматическую основу включены подлежащее и сказуемое, отвечающие на вопросы «кто?», «что?» и «кто делает?», «что делает?» соответственно. Местоимение и существительное становятся подлежащими чаще, чем прилагательное или числительное.

  • местоимение: «Они построили снежную крепость».
  • числительное: «Десять умножается на восемь».
  • прилагательное: «Старший отвечал за порядок».
  • существительное: «Лестница ведёт на чердак».

Итак, первым этапом в распределении ролей является разбор предложения. Рассмотрим пример того, как подчеркивается подлежащее в предложении: «Дни рождения года в крепостях снежных спали».

Последовательность разбора
Слово Грамматическая основа

группа подл.

группа сказ.

Зависимость

от членов

Значение Часть речи Ответ на вопрос
дни Подлежащее предмет сущ. что?
рождения определение сущ. чего?
года дополнение сущ. чего?
в крепостях обстоятельство сущ. где?
снежных определение прил. каких?
спали сказуемое действие сказ. что делали?

В результате разбора становится ясно, что ключевым признаком, позволяющим определить тип подчёркивания, является значение слова как члена предложения, а не его принадлежность к той или иной части речи. Сказуемое — прерогатива глагола. Но случается, что и числительное, если оно означает действие, подчёркивается двойной чертой, как подчёркивается сказуемое. Остаётся подчеркнуть подлежащее одной, сказуемоедвумя чертами, определение волнистой чертой, обстоятельство точкой-тире, дополнение — пунктиром.

Местоимение может быть членом главным (подлежащим) и второстепенным (дополнением или обстоятельством). В роли подлежащего местоимение подчеркивается одной чертой, в роли дополнения — пунктиром; в составе обстоятельства — штрихпунктиром. Подчеркиваются не слова как части речи, а слова как члены предложения. В разборе предложения ключевыми моментами являются поиск грамматической основы и установление схемы подчинительной связи с помощью вопросов, адресуемых к каждому слову, по смыслу, следующему за основой. Сочетания «рождения года»; «в крепостях снежных» подчёркиваются пунктиром и волнистой линией соответственно, как подчёркиваются второстепенные члены. В разбираемом предложении грамматическая основа — «дни спали»:

  1. Первый уровень подчинительной связи: «дни» какие? и «спали» где? («дни рождения»; «спали в крепостях»).
  2. Второй уровень связи: «рождения» чего? и «в крепостях» каких? («рождения года»; «в крепостях снежных»).

Слово как часть речи и как член предложения. Части речи в роли сказуемых. Числительное в предложении. Функции прилагательного и подлежащего, выраженные числительным

Как различить глагол-сказуемое и глагол-дополнение? Чем отличается числительное-подлежащее от числительного-определения? Какие функции в предложении возложены на прилагательное? Такие вопросы уже ассоциируются с ролью слова в предложении. Глагол в составе грамматической основы представляет собой сказуемое и подчёркивается двойной чертой. Очень ярко выражена многозначность у прилагательного, и если не задавать себе очередной некорректный вопрос из серии «как подчёркивается прилагательное», а попытаться проанализировать его роль в предложении, можно будет подчеркнуть его роль:

  • волнистой линией как определение: «песни радостные, звонкие, весёлые»;
  • точкой-тире (дополнение обстоятельства): «хмурым серым утром»;
  • сплошной линией как подлежащее, если прилагательное означает имя собственное или нарицательное: «Лютый не знал пощады»; «Бурый любил мёд, растительную пищу, а серый был хищником». Прилагательное в значении существительного называют субстантивным, т. е. раскрывающим «субстанцию», сущность предмета.

Числительные представляют:

  • подлежащее: «тысяча не стоит его одного» (тип подчёркивания — одна черта);
  • именная часть сказуемого: «пятью восемь — сорок» (двойная черта);
  • определение: «первый праздник года» (волнистая черта);
  • дополнение: «сто делится на пять, на четыре» (пунктир);
  • обстоятельство: «когда тебе девятнадцать» (точка-тире).

Решая вопрос о том, как подчеркивается числительное, необходимоустанавливать его значение и уровень подчинения.

Обстоятельство поясняет, а дополнение распространяет сказуемое, определение же уточняет подлежащее. По закону управления подлежащее влияет на сказуемое, дополнение и обстоятельство подчиняются сказуемому. Таким образом, определение и обстоятельство относятся к разным грамматическим группам — подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены:

  • группы подлежащего — определение;
  • группы сказуемого — дополнение, обстоятельство.

Как подчёркивается определение и обстоятельство, рассмотрим после того, как познакомимся с дополнением. Дополнение обозначает предмет, переданный существительным или местоимением:

Пунктирной линией оформляется любое существительное и местоимение в роли дополнения. Попробуем заменить слово «кукла» местоимением: «Только и разговору, что о ней».

Модель управления и грамматические признаки дополнения. Как подчеркивается местоимение. Коммуникативная роль дополнения. Структурные особенности

Грамматические признаки дополнения — его управляемость с точки зрения морфологии и синтаксиса. Для того чтобы определить тип подчёркивания дополнения, достаточно увидеть первые два уровня иерархической модели предложения. Основная информативная функция дополнения — показывать возможности сказуемого, множество его значений. Основная коммуникативная роль дополнения — быть компонентом цели сообщения. К одной грамматической основе может относиться несколько дополнений. По структуре дополнение может быть простым, аналитическим (в т. ч. составным), комбинированным единым и комплексным единым.

Простое дополнение выражается:

  • Местоимением: «Встречаю её» (как подчёркивается местоимение в роли каждого члена предложения, мы уже разобрались).
  • Именем собственным: «Начальник вызвал Петрова».
  • Синтаксически цельным сочетанием: «Задорнов забавно высмеивал США».
  • Нарицательным существительным с определением: «Слыл большим оригиналом».

Структурные особенности аналитического, комбинированного и комплексного дополнений. Прямое дополнение

Аналитическое дополнение выражается:

  • сочетанием «служебное слово + знаменательное дополнение»: «надеюсь на успех»;
  • сочетанием «полуслужебное слово + полнозначное»: «факт непричастности», «сорт вина»;
  • фразеологическим сочетанием: «пожарище заросло иван-да-марьей».

Комбинированное единое дополнение выражается:

  • Двумя морфологическими дополнениями: «подарил мне колечко»; «попросил руки и сердца».
  • Сочинённой формулировкой из двух и более дополнений: «Шерочке с Машерочкой — парочке не разлей вода»; (перед тем как подчёркивается подлежащее, определяется сказуемое, выраженное существительным).
  • Количественной группой: «потратил столько времени»; «подать стакан воды»; «любовь к трём апельсинам».

Комплексное единое дополнение выражается:

  • группой «существительное + инфинитив + наречие»: «попросим наглеца убраться прочь»;
  • группой разнопадежных существительных, местоимений: «считал царя тираном»; «звали её колдуньей»;
  • придаточным дополнительным предложением: «верил, что всё наладится» (верил чему, во что?).

К одному сказуемому могут относиться несколько дополнений, соблюдающих между собой определённую иерархию. Главное дополнение занимает относительно сказуемого прямую позицию, определяемую ролевым падежом либо очерёдностью. Остальные дополнения считаются косвенными. При разборе предложения с комплексным единым дополнением необходимо различать, как подчёркивается глагол инфинитивной формы в роли дополнения (пунктиром) и как — в роли сказуемого (двойной чертой).

Функция определения и вопросы, на которые оно отвечает. Части речи, выражающие определение

Определение указывает на признак предмета
Части речи Примеры определений
существительное Река (которая?) Волга всегда влекла к себе туристов.
прилагательное Величественный (какой?) монумент «Родина-мать зовёт!» является эмблемой Волгограда.
Ответ (какой?) навскидку бывает порой точнее глубокомысленных выводов.
причастие Неверующий (какой?) Фома — один из библейских персонажей.
причастный оборот Гонец (какой?), изнемогший от долгого бега , упал перед царём.
фразеологический оборот Герой (какой?) от горшка полчетверти вершка ничуть не смутился.
инфинитив Время (какое?) собирать урожай.

После проверки вопросом «влекла» (как? ) подчеркивается сказуемое «влекла» двойной чертой и только потом подчёркивается штрихпунктиром наречие «всегда». Вопросы как?, которая? определяют уровень второстепенных членов. Обстоятельства объясняют причину, указывают место, объясняют цель, устанавливают время, характеризуют целевые варианты сказуемого, направленность действий. Выражаются существительным, наречием или местоимением, подчёркиваются точкой-тире (штрихпунктиром). Слово «Волга», подобно определениям, выделенным курсивом в каждом примере, подчёркивается волнистой линией. Каждое из этих определений расширяет понятие качества подлежащего, а в целом они являются совершенно разными частями речи или речевыми оборотами.

Вопросы, устанавливающие признак обстоятельства. Модель управления и падежный контроль. Как подчёркивается сравнительный оборот

Модель управления обстоятельством отражает:

  • его синтаксическую зависимость от сказуемого с опорой на падежи;
  • лексическую связь управляющего слова и обстоятельства.

Анализ с опорой на падежный контроль помогает более точно установить роль второстепенного члена: «Таня шла быстрыми шагами». Здесь «быстрыми шагами» эквивалентно понятию «быстро», следовательно, является обстоятельством (как?), а не дополнением (чем?). При первоначальном разборе словосочетание «быстрыми шагами» подчёркивается штрихпунктиром. Лексическая связь более ассоциативна, она помогает находить точные комбинации слов, руководствуясь стилем изложения, специальной терминологией, личным активным словарём. Наиболее характерными приёмами составления словосочетаний являются приёмы противопоставления, сопоставления, тождества и однородности.

Однородные члены могут стать:

  • Распространёнными: «Воробышек подмигивал, припадал на одну лапку, работал синкопами, словом, хамил».
  • Нераспространёнными: «Дама примерила туфельку и загрустила».

Чтобы понять принцип однородности второстепенных членов предложения, рассмотрим пример: «Здесь получают посылки и отправляют письма. Мы забыли, как приятно отправлять и получать письма. Сколько ненаписанных, неуслышанных, добрых и прекрасных слов хранятся в памяти души!»

1. Выделяем однородные члены:

  • обстоятельства сказуемого, выраженные инфинитивом: получать и отправлять ;
  • определения подлежащего, выраженные отглагольными прилагательными: ненаписанных, неуслышанных ;
  • определения подлежащего, выраженные прилагательными: добрых и прекрасных .
  • два дополнения одного сказуемого, выраженные существительным: посылки, письма .

2. Группируем члены по уровню подчинительной связи с главным словом согласно вопросу, на который они одинаково отвечают.

3. Устанавливаем их функции (образа действия, признака или распространения);

4. Определяем, как подчёркиваются однородные члены, и делаем вывод, что они:

  • являются ответом на один общий для них вопрос;
  • чаще всего служат одному члену в предложении;
  • передают значение одного и того же члена предложения;
  • подчёркиваются одинаково.

Исключение — два обстоятельства одного сказуемого. Это порой разные части речи: «Он шёл медленно, слегка пошаркивая на ходу».

  • шёл (как?) медленно — наречие в роли обстоятельства времени (подчёркивается штрихпунктиром);
  • шёл (каким образом?) пошаркивая — деепричастие от глагола «шаркать» в роли обстоятельства действия (штрихпунктир).

Уровни подчинения. Однородные и неоднородные обстоятельства и определения. Лексические единицы прилагательного

Группа однородных членов:

Виды оборотов. Сравнительный оборот

Сравнительные обороты могут означать:

  • Признак: «Балда, сам себе голова , обвёл попа вокруг пальца» (Балда какой? ).
  • Обстоятельство: «Он, как в заколдованном кругу , блуждал в своих воспоминаниях» (блуждал каким образом? ).
  • Дополнение: «Падать камнем в воду » (падать подобно чему? ).

В роли обстоятельства может выступать деепричастный оборот: «Это восхищение, возвращаясь вновь и вновь , перерастало в его сознании в трогательное поклонение метафоре, которой славился русский язык». Как подчёркивается дополнение и обстоятельство, можно определить, отталкиваясь от сказуемого «перерастало»:

  • дополнение (подчёркивается пунктиром): (перерастало во что?) в поклонение ;
  • обстоятельство (подчёркивается штрихпунктиром): (перерастало как?) возвращаясь .

Сравнительный оборот чаще всего выступает как усиление определения или обстоятельства: «лёгкими, как сон » (лёгкими «насколько?»); «тебя только за смертью посылать » («куда?» в значении превосходной степени). В этих примерахсравнительный оборот подчёркивается волнистой линией как определение (как сон ), штрихпунктиром как обстоятельство (за смертью ).

Единство склонения сравнительного оборота и дополнения — объекта сравнения

Сравнительный оборот уподобляет друг другу явления или предметы по общему для них признаку. Усиление или снижение значения дополнения с помощью сравнительного оборота требует склонять и подчёркивать его так же, как подчёркивается дополнение. Определениетипа подчёркивания иногда требует не только анализа предложения, но и понимания подтекста оборота. В результате сравнения актуализируются свойства обсуждаемого объекта: «Кем станешь ты: творцом, огонь дарящим, или чуть тёплым местом на Земле»? Здесь обороты: «огонь дарящим» и «тёплым» — дополнения к слову «творцом», хотя и противостоят друг другу по значению. Поэтому каждая из этих частей фразы подчёркивается пунктиром.

Виды сравнений:

  • при помощи союзов словно, точно, будто, как : «холодный словно лёд»;
  • с помощью творительного падежа существительного: «рассыпался бисером »;
  • бессоюзные, с составными именными сказуемыми: «Мои дети — сила моя и надежда »;
  • отрицающие: «горе не беда ».

Только господствующий член в обороте решает, как подчёркивается сравнительный оборот в целом. Это видно и по вопросу, на который он отвечает наиболее точно.

1. Оборот-определение, опирающийся на существительное в им.п.:

  • Несогласованное определение к инфинитиву: «ощетиниться, как зверь» (как ощетиниться?).
  • Согласованное определение, добавленное к опорному слову самого оборота: «Он чувствовал себя уверенным, счастливым, как будто заново рождённым человеком» (каким?); «И даже тополь стоял застывший, будто дежурный на часах» (тополь какой?).

2. Оборот-обстоятельство, опирающийся на часть речи в косвенном падеже: «Он запел знакомую с детства песню глубоко, серьёзно. Как пел её отец» (запел как, каким образом?).

В отличие от придаточного сравнительного предложения этот оборот не содержит грамматической основы и ничего не утверждает сам по себе.

В каких случаях союз «как» подчёркивается. Вопрос «чем»? Подчёркивание союзов, частиц, дежурных слов в оборотах

1. Союз «как» вносит в предложение элемент сравнения.

2. Сравнительный оборот или придаточное предложение сравнения с союзом «как» подчёркивают волнистой чертой, как определение.

3. Союз «как» может присоединять придаточные предложения и других типов: «Взгляни, как море спокойно сегодня» (как спокойно = насколько спокойнее);

4. Обороты с союзом «как», помимо сравнения, несут нагрузку дополнения обстоятельства причины: «От мороза, как от ожога , горело лицо»:

  • обстоятельство — «горело (каким образом?) как от ожога «;
  • дополнение — «горело (от чего?) от мороза в степени ожога «; сравнительный оборот — тождественное дополнение; как подчёркивается сочетание «от мороза », так должен подчёркиваться и оборот «как от ожога », — пунктиром.

5. Вопрос «чем?» относится к творительному падежу, на него отвечает дополнение: «Чем вызвано такое внимание?» Местоимение «чем» подчёркивается пунктиром.

6. Если на первый взгляд трудно определить принадлежность сравнительного оборота к обстоятельству, его заменяют существительным творительного падежа или наречием — смысл высказывания не должен искажаться.

7. Следует обращать внимание на частицы, союзы, слова, свойственные оборотам (просто, именно, совершенно, вроде, как будто ). Каждый из этих элементов помогает достичь определённой степени сравнения.

8. Вместе с частицей «не», союзом «как» подчёркиваются члены предложения, к которым они относятся.

В составе предложений (простых и сложных) встречаются обороты, не являющиеся придаточными предложениями, но внешне иногда напоминающие их, что создает трудности в пунктуации. К таким конструкциям относятся сравнительный оборот, различные фразеологические сочетания и т.д.

1. Сравнительные обороты с союзом как выделяются запятыми, если они, обозначая уподобление, никаких других оттенков значения не содержат {как имеет значение «подобно»), например: Он оглядывался на все стороны, как зверёк, пойманный детьми (Пушкин); Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка... (Лермонтов); И видел он себя богатым, как во сне (Крылов); Под ним, как океан, синеет степь кругом (Крылов); Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи... (Тютчев); Вот с неба звезды глянут, и, как река, засветит Млечный Путь (Фет); Он удивительно хорошо себя держит, осторожен, как кошка (Тургенев); Она, как пчела, знала, в какое место больнее ужалить его (Л. Толстой); Оба вы прекраснейшие, умнейшие люди, а глядите друг на дружку, как волки (Чехов); Я буду откровенна с вами, как мать (Чехов); Дети родятся слабыми, гибнут, как мухи осенью (Горький); Он с каждым днём гаснет, как свечечка (Паустовский); ...Он шел на работу, как на праздник (Панова); ...Голова острижена, как у мальчишки... (Панова); Как невесту, родину мы любим, бережем, как ласковую мать (Лебедев-Кумач); И обнялись, как братья, отец и мальчик-сын (Твардовский).

Всегда выделяются обороты, начинающиеся с как и, а также обороты с как, если им предшествуют слова так, такой и т.п., например: Дети, как и взрослые, любят кино", Новая книга этого писателя так же интересна, как и все другие.

Запятая ставится перед как в оборотах не кто иной, как и не что иное, как, например: На мгновенье ему показалось даже, что это не кто иной, как Валько, мог дать Володе Осьмухину такое задание (Фадеев).

  • 2. Запятыми выделяются сравнительные обороты, начинающиеся союзами будто, как будто, словно, точно, чем, нежели, что и др., например: Лежит, словно мертвое тело... (Некрасов); Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная... (Чехов); Лучше расстаться прежде, чем раскаиваться потом (Тургенев).
  • 3. Не выделяются запятыми обороты с как в следующих случаях:
    • а) если на первый план в обороте выступает значение обстоятельства (чаще всего образа действия, отвечающее на вопрос как?) обычно обороты с как в этих случаях можно заменить творительным падежом существительного или наречием, например: Как град посыпались камни (ер. посыпались градом)", Как дети наивен (ер. детски наивен)",
    • б) если оборот образует именную часть составного сказуемого (см. § 79, и. 1, примечание, и. 2) или по смыслу тесно связан со сказуемым, например: Совсем как сумасшедший стал (Л. Толстой); Отец и мать ей как чужие (Добролюбов); Я смотрел как очарованный (Арсеньев); Эта книга задумана как повесть для юношества", Его молчание было

истолковано как отказ ; Курсы существовали вначале как школа взрослых ; ср. также: воспитывается как маменькин сынок, приветствовать как друга, встречать как брата, воспринимать как похвалу, смотреть как на ребёнка, принять как должное, осознать как неизбежное, рассматривать как исключение, квалифицировать как преступление, оценивать как большой успех, представить как факт, отметить как достижение, прозвучать как призыв, оформлять как документ, выдвигать как проект, высказать как предположение, обосновать как теорию, определить как важный фактор, осмыслить как новое явление, расценить как необоснованную претензию, приехать как представитель организации, выглядит как самореклама, развивается как прогрессивное явление, сложилось как традиция, формируется как новый стиль и т.п.; обычно в этих случаях сказуемое не выражает законченного смысла без сравнительного оборота;

  • в) если оборот имеет характер устойчивого выражения; наиболее распространенные из таких выражений следующие: белый как полотно (как снег), биться как рыба об лед, бледный как смерть, блестит как зеркало, бояться как огня, бросился как безумный, вбежал как сумасшедший, видно как днем, всё идет как по маслу, все как на подбор, голодный как волк, далёк как небо от земли, ждать как праздника, жить как кошка с собакой, заснул как мёртвый, застыл как статуя, звучит как музыка, здоров как бык, знать как свои пять пальцев, как в воду канул, кататься как сыр в масле, красив как бог, красный как рак, крепок как дуб, легкий как пёрышко, летит как стрела, льёт как из ведра, машет руками как мельница, мокрый как мышь, мрачный как туча, мрут как мухи, надеяться как на каменную стену, народу как сельдей в бочке, не видать как своих ушей, нем как могила (как рыба), носится как курица с яйцом, нужен как воздух, нужен как прошлогодний снег (как собаке пятая нога), острый как бритва, похожи как две капли воды, пошёл ко дну как камень, преданный как собака, провалиться как сквозь землю, прямо как нож по сердцу, работает как вол, разбирается как свинья в апельсинах, развеялся как дым, разыграть как по нотам, расти как грибы после дождя, свалиться как снег на голову, сидеть как на иголках, спал как убитый, спешить как на пожар, стройный как кедр ливанский, тает как свечка, твёрдый как камень, темно как ночью, точен как часы, труслив как заяц, умер как герой, устал как собака, хитёр как лиса, ходил как в воду опущенный, ходил как именинник, холодный как лёд, чувствовать себя как дома (как за каменной стеной, как рыба в воде), ясно как дважды два четыре (как день) и т.п.;
  • г) если как имеет значение «в качестве» или если приложение с союзом как характеризует предмет с какой-либо одной стороны (см. § 93, и. 5), например: Я говорю как литератор (Горький); Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (Федин); Мы знаем Индию как страну древнейшей культуры, Во всей полноте раскрылось значение Герцена как замечательного писателя и мыслителя.

Изысканной или красочной, выразительной и интересной. Одними из них являются сравнительные обороты. Это приемы, достаточно легкие в использовании, но требующие соблюдения некоторых правил. Правильность применения обеспечит выразительность как письменной, так и устной речи.

Определение

Сравнительный оборот - это особый прием, который выражает сравнение и при этом является частью простого предложения (не содержит утверждения). Вариантов образования существует несколько. Оборот может состоять из:

1) Имени существительного, стоящего в именительном падеже, и пояснительных слов (или идет без оных). Пример: "Она вскрикнула, словно подстреленная птичка» (вариант согласованного определения к главному слову сравнительного оборота).

2) Имени существительного не в именительном, а в косвенном падеже или быть словом иной части речи и выступать в роли обстоятельства. Пример: "Столь же прекрасна, как в сказке, была тогда погода".

3) Сравнительное придаточное предложение может быть неполным, лишенным сказуемого или только со сказуемым, обладающим зависимыми словами. Пример: "Мы стали легко общаться, словно целый век были вместе".

Используемые союзы

Данная часть предложения может начинаться сравнительными союзами словно, будто, точно, как, что, как будто, нежели, чем, как правило и отделяется или выделяется при помощи запятых. Примеры: "Тополиный пух, словно морская пена, окутывал город". "Небо чистое, как на картинке". "И вдруг неведомая сила нежней, чем вешний ветерок, ее на воздух поднимает" (Пушкин А.). "Дни недели, точно быстрые птицы, проносятся мимо".

Важные моменты

Сравнительный оборот с союзом «как» всегда выделяется в тех случаях, если:

1) В предложении (в основной его части) есть слова «такой, так». Пример: "От таких встреч, как наши с тобой посиделки, она всегда уклоняется".

2) Вводится оборот при помощи союзов «как и». Пример: "К ней, как и ко всей ее группе, я питаю неизъяснимую ненависть".

3) Если оборот с союзом «как» обладает причинным смыслом. Пример: "Так как он был добрым и честным человеком, он просто не мог никого обмануть".

4) Если сравнительный оборот выражается при помощи сочетаний как исключение, как правило, как обычно, как прежде, как всегда, как сейчас, как нарочно, как теперь . Пример: "Ну что ж такое! Как нарочно, ни одной души во всей округе!"

5) Если в выражении присутствуют словосочетания не что другое (иное), как; не кто другой (иной), как . Пример: "Парень был не кто иной, как мой старый знакомый с соседнего двора".

Замечание

Кроме того, оборот может находиться в середине предложения, но отделяться всего одной запятой. Это происходит в том случае, когда нужно выразить, к какому члену предложения он относится. Пример: "В то самое лето, когда Маша, влюбчивая как пылкая гимназистка, кидала на Олега пламенные взоры, я разговаривал с Ольгой".

Когда оборот не выделяется знаками препинания

Это происходит в тех случаях, если:

1) Оборот является частью сказуемого. Пример: "Ее лицо было ужасно белым, глаза словно стеклянные".

2) Оборот по смыслу связан все с тем же сказуемым или является устойчивым выражением (как зеницу ока, как облупленный). Пример: "И эту затерянность я всегда ощущаю как счастье" (Паустовский К.).

3) Если перед союзом «как» стоят: совсем, почти, точь-в-точь, просто, именно . Пример: "Она все делает не как нормальные люди".

На что следует обратить внимание

Знаками препинания не выделяются предложения, в которых союз «как» употребляется в значении «в роли, в качестве, в функции». Пример: "Венеция вошла во всемирную историю живописи как место жизни и творчества многих знаменитых художников". Такое выражение - это не сравнительный оборот.