Валютный контроль проводки. Как отразить это в учете? Комиссию удерживает банк российской организации

Как отразить это в учете?

Заключен договор на поставку с иностранной организацией (нерезидент), она нам перечислила валюты (доллары) за товар при перечислении банк снял комиссию и мы получили сумму меньше, чем дальше.

В учете Вы отражаете поступление от нерезидента оплату в полном объеме, а затем учитываете в прочих расходах списанную банком комиссию.

абз. 1 п. 5 ПБУ 3/2006). Одновременно сделайте запись в регистрах бухгалтерского учета в иностранной валюте. Это следует из Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

На дату оплаты:

– отражена оплата покупателем товара;

– валюта перечислена на текущий валютный счет.

п. 9.3 Положения, утвержденного ).

п. 11 ПБУ 10/99). В зависимости от условий договора на дату признания расходов сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 76 (60) – отражены расходы по оплате услуг банка (банковская комиссия).

Фактическое списание суммы расходов с расчетного счета отразите проводкой:

Дебет 76 (60) Кредит 52 (51) – оплачены услуги банка (списана банковская комиссия).

Олег Хороший

В зависимости от вида совершаемых операций отношения между банком и организацией (клиентом) могут регулироваться:

  • договором банковского счета ( );
  • договором банковского вклада ( );
  • кредитным договором ( );
  • другими договорами, в которых закрепляются условия этих взаимоотношений (например, договором финансирования под уступку денежного требования (факторинг)).

В рамках заключенных договоров банки вправе:

  • открывать и вести банковские счета организаций;
  • заниматься расчетно-кассовым обслуживанием (осуществлять платежи по поручению организаций (в т. ч. с помощью системы «Банк–Клиент»), проводить инкассацию, выдавать наличные деньги и др.);
  • покупать и продавать иностранную валюту (в наличной и безналичной формах);
  • выдавать кредиты (открывать кредитные линии), предоставлять поручительства, банковские гарантии;
  • принимать в доверительное управление денежные средства и иное имущество;
  • сдавать в аренду специальные помещения (сейфы, ячейки) для хранения документов и ценностей;
  • проводить лизинговые операции (как правило, в качестве лизингодателя);
  • оказывать клиентам другие услуги.

За обслуживание организаций банки взимают с них плату (комиссию) в соответствии с условиями заключенных договоров. Плату за свои услуги банк списывает со счета организации и оформляет банковский ордер. Такое списание может осуществляться с предварительным согласием (акцептом) и без согласия плательщика ( п. 9.3 Положения, утвержденного Банком России 19 июня 2012 г. № 383-П).

В бухучете затраты, связанные с оплатой банковских услуг, отражайте в составе прочих расходов ( п. 11 ПБУ 10/99). В зависимости от условий договора на дату признания расходов сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 76 (60)

Фактическое списание суммы расходов с расчетного счета отразите проводкой:

Дебет 76 (60) Кредит 51
– оплачены услуги банка (списана банковская комиссия).

Главбух советует: по услугам банка, которые освобождены от НДС, учет можно упростить

Если услуги банка НДС не облагаются и даты оказания и списания средств со счета совпадают, можно сделать одну «прямую» проводку:

Дебет 91-2 Кредит 51
– отражены расходы по оплате услуг банка (банковская комиссия).

В Инструкции к Плану счетов такой проводки нет, но это не ошибка. Когда услуга оказана и оплачена день в день, учетом задолженности можно пренебречь.

Важно! Если отчетность организации подлежит аудиту, возможны претензии ревизоров. Они могут указать на нарушение методологии учета и применение некорректных проводок.

В таком же порядке учитываются расходы, связанные с установкой и обслуживанием системы «Банк-Клиент»( п. 18 ПБУ 10/99).

Для организаций, которые вправе вести бухучет в упрощенном виде, предусмотрен особый порядок учета расходов (ч. , ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Существуют особенности и в бухучете такого вида банковских расходов, как проценты за кредиты, предоставленные организации . Например, проценты по кредиту, привлеченному для приобретения (строительства) инвестиционных активов, по общему правилу нужно включить в их первоначальную стоимость . Организации, которые вправе вести бухучет в упрощенном виде, все проценты по кредитам и займам могут включать в состав прочих расходов .

Как отражать в бухучете валюту и валютную выручку

Олег Хороший , начальник отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

Российские организации могут проводить валютные операции , не противоречащие валютному законодательству ( Закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

В своей деятельности организация может:

  • получать валютную выручку от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
  • получать займы (кредиты) в иностранной валюте.

Бухучет валютных операций ведется на основании ПБУ 3/2006 и Плана счетов и Инструкции по его применению . Для обобщения информации о наличии и движении иностранной валюты на валютных счетах, открытых в уполномоченных банках России или в банках за ее пределами, предназначен счет 52 «Валютные счета». К счету 52 можно открыть субсчета – «Валютные счета внутри страны», «Валютные счета за рубежом». Аналитический учет по счету 52 нужно вести по каждому счету, открытому для хранения денег в иностранной валюте. Это следует из Инструкции к плану счетов .

Приобретение валюты

Приобрести иностранную валюту организация вправе только через уполномоченный банк ( ).

Чтобы приобрести иностранную валюту, составьте расчетный документ ( п. 3.1 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И). Единая форма расчетного документа законодательством не установлена. Как правило, в банках есть необходимые бланки. В расчетном документе перед текстовой частью в реквизите «Назначение платежа» укажите код вида операции из перечня валютных и иных операций ( п. 3.2 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И). При покупке валюты укажите код валютной операции 01 030 ( приложение 2 к Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И).

О покупке иностранной валюты для командировки сотрудника см. Как отразить в бухучете покупку валюты для загранкомандировки через банк .

Для отражения операции по покупке валюты в бухучете можно использовать счет 57 «Переводы в пути». Это возможно, если выдача расчетного документа банку на приобретениевалюты не совпадает с датой ее поступления на валютный счет. Однако если списание рублей со счета, их продажа и зачисление валюты происходят в один день (это можно определить по выпискам банка), то счет 57 можно не применять.

При переводе рублей на приобретение валюты сделайте проводку:

Дебет 57 (76) Кредит 51
– перечислены деньги на покупку валюты.

Поступление купленной валюты на текущий счет отразите так:

Дебет 52 Кредит 57 (76)
– зачислена валюта на валютный счет (на основании выписки банка).

Поступившую валюту оприходуйте по официальному курсу, действующему на дату зачисления денег на валютный счет организации. При этом записи в регистрах бухгалтерского учета проведите как в валюте расчетов (рублях), так и валюте платежей.

Такой порядок следует из пунктов 4–6 , ПБУ 3/2006, Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности и Инструкции к плану счетов (счета , , ).

Курс валюты, по которому ее покупает банк, обычно отличается от официального. Если валюта куплена дороже, чем курс Банка России, возникает прочий расход от операции покупкивалюты ( п. 11 ПБУ 10/99). Если дешевле – прочий доход ( п. 7 ПБУ 9/99).

В большинстве банков за покупку иностранной валюты придется заплатить комиссию. В бухучете эту сумму включите в состав прочих расходов ( абз. 7 п. 11 ПБУ 10/99).

Пример отражения в бухучете операции по покупке иностранной валюты

ООО «Альфа» заключило внешнеторговый контракт. Для его исполнения «Альфе» необходимы доллары США. На валютном счете организации денег нет. Поэтому 30 января «Альфа» дала поручение банку приобрести необходимую валюту (1000 долл. США). Для этого составили расчетный документ и перевели на покупку валюты31 000 руб.

2 февраля банк купил валюту по курсу 30,50 руб. за доллар и зачислил ее на валютный счет организации за минусом комиссионного вознаграждения в сумме 200 руб.

Бухгалтер организации сделал в учете следующие записи.

Дебет 57 Кредит 51
– 31 000 руб. – перечислены деньги на покупку валюты.

Дебет 52 Кредит 57
– 29 700 руб. (1000 USD ? 29,70 руб./USD) – зачислена валюта на валютный счет организации;

Дебет 91-2 Кредит 57
– 200 руб. – удержано банком комиссионное вознаграждение;

Дебет 91-2 Кредит 57
– 800 руб. (1000 USD ? (30,50 руб./USD – 29,70 руб./USD)) – отражена разница между курсом покупки валюты и курсом Банка России;

Дебет 51 Кредит 57
– 300 руб. (31 000 руб. – 1000 USD ? 30,50 руб./USD – 200 руб.) – возвращен остаток неизрасходованных денег.

Учет валютной выручки

Поступление валютной выручки от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) отражается на счете 52. К нему следует открыть субсчета:

  • «Текущий валютный счет»;
  • «Транзитный валютный счет».

Полученные средства в иностранной валюте переведите в рубли по официальному курсу Банка России, установленному на дату их зачисления на транзитный валютный счет организации ( абз. 1 п. 5 ПБУ 3/2006). Одновременно сделайте запись в регистрах бухгалтерского учета в иностранной валюте. Это следует из Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

Бухучет поступления валютной выручки зависит от условий договора. В частности, от того:

  • на какую дату переходит право собственности на товар или когда работы (услуги) считаются принятыми заказчиком (на дату отгрузки, дату подписания акта, на дату оплаты, дату оформления таможенной декларации и т. д.);
  • предусмотрена ли договором предоплата.

Если право собственности переходит на дату отгрузки (другую дату, отличную от даты оплаты) и договором предусмотрена последующая оплата, сделайте следующие проводки.

На дату перехода права собственности:

Дебет 62 Кредит 90-1
– отражена выручка от продажи товара.

На дату оплаты:

Дебет 52 субсчет «Транзитный валютный счет» Кредит 62
– отражена оплата покупателем товара;

Дебет 52 субсчет «Текущий валютный счет» Кредит 52 субсчет «Транзитный валютный счет»
– валюта перечислена на текущий валютный счет.

Если договором предусмотрена предоплата, полученный аванс не признается доходом организации и отражается в составе кредиторской задолженности (п. и

«ИНТЕРПРОГРЕССБАНК» (Акционерное общество) является агентом валютного контроля и осуществляет контроль всех видов валютных операций в соответствии с действующим законодательством.

Наши клиенты всегда могут получить профессиональные консультации высококвалифицированных специалистов валютного управления по составлению внешнеторговых контрактов на стадии проектов, по соответствию проводимых валютных операций действующим нормам, а также иным вопросам в части исполнения резидентами и нерезидентами валютного законодательства.

ИЗМЕНЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ С 01 МАРТА 2018 Г.

В соответствии с требованиями Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» контракт подлежит постановке на учет , если сумма обязательств по контрактам (кредитным договорам) равна или превышает эквивалент:

  • для импортных контрактов или кредитных договоров - 3 млн рублей;
  • для экспортных контрактов – 6 млн. рублей.


Едиными формами учета и отчетности по валютным операциям являются Справка о подтверждающих документах и Ведомость банковского контроля.

Экспортерам предоставлено право распоряжаться денежными средствами, находящимся на транзитном валютном счете, до представления документов, связанных с проведением операций при условии представления информации о коде вида операций резидентов и нерезидентов.

Без предоставления документов могут проводиться валютные операции по договору, заключенному с нерезидентом, сумма обязательств по которому равна или не превышает в эквиваленте 200 тыс. рублей. Норма относится к сумме контракта, а не к сумме платежа.

За Банком остается право запрашивать документы и информацию, относящиеся к проводимой валютной операции.

ИЗМЕНЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ С 14 МАЯ 2018Г.

Новая редакция Закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» наделяет банки полномочиями отказывать в осуществлении валютной операции в случае, если проведение такой операции нарушит положения:

  • Статьи 9 Закона № 173-ФЗ (валютные операции между резидентами);
  • Статьи 12 Закона № 173-ФЗ (счета резидентов в банках за пределами РФ);
  • Статьи 14 Закона № 173-ФЗ (права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операциях);
  • иных актов валютного законодательства;
  • а также в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании части 4 и 5 Закона №173-ФЗ, либо представления им недостоверных документов, либо представления им документов, не соответствующих требованиям Закона №173-ФЗ.
С 14.05.2018 года у резидентов появятся новые обязанности.

В целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации с 14.05.2018 у резидентов появляется обязанность по указанию в договорах (контрактах) , заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов, сроков исполнения сторонами обязательств по указанным договорам (контрактам) .

Таким образом, резиденты обязаны будут представлять в порядке, установленном Банком России , уполномоченным банкам информацию о конкретных сроках:

  • Получения на свои счета в уполномоченных банках экспортной выручки;
  • Исполнения нерезидентами обязательств по импортным договорам (поставка товара, исполнение услуг и др.) в счет осуществленных резидентами авансовых платежей и о сроках возврата указанных авансовых платежей;
  • Об ожидаемых сроках исполнения нерезидентами обязательств по возврату предоставленных им резидентами займов.
С 14.05.2018 года вносятся существенные изменения в КоАП.

Подписывая контракт с нерезидентом, например, для поставки товара, для оказания услуг рекламного характера, агентский договор и др., организация автоматически становится участником внешнеэкономической сделки. В таком случае расчеты по контракту с нерезидентом наличными средствами невозможны.

В рамках российского валютного законодательства расчеты по внешнеэкономическим сделкам должны происходить только через уполномоченные банки в безналичной форме. Именно на этом этапе организация обязана пройти валютный контроль для юридических лиц в банке, выполняющем функции агента валютного контроля.

В статье мы с вами разберем: порядок и последовательность проведения валютного контроля банком, какие нужно предоставлять документы в банк для валютного контроля, рассмотрим ответственность за нарушение сроков валютного контроля, а также какие изменения валютного законодательства вступили в силу в 2018 году.

1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц

2. Валютный контроль для юридических лиц

3. Органы российского валютного контроля

4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве

5. Изменения в закон о валютном контроле

6. Документы в банк для валютного контроля

7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком

8. Предоставление справок о подтверждающих документах

9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля

Итак, идем по порядку.

1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц

Основными нормативными документами, регулирующими осуществление валютного контроля банками, являются:

  1. Федеральный закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» . Данный закон претерпел изменения 14.05.2018 г.
  2. Инструкция Центрального банка №181-И от 16.08.2017 г. , принятая в соответствии с законом №173-ФЗ. Данная инструкция регламентирует процесс предоставления документов и информации в банк при осуществлении валютных операций. И вступила в действие 01.03.2018 г. взамен предыдущей Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И.
  3. Еще один важный документ, имеющий непосредственное отношение к валютному законодательству – статья 15.25 КоАП РФ . В данной статье прописаны все виды ответственности за нарушение нормативных актов валютного законодательства.

Это три основных нормативных документа в области валютного законодательства, которые претерпели существенные изменения в 2018 году. Поскольку незнание закона не освобождает от ответственности, давайте подробнее разберем вышеуказанные нормативные акты и ответственность за их нарушение.

2. Валютный контроль для юридических лиц

Исчерпывающий список операций, на которые распространяется такой контроль, обозначен в ч.9 ст.1 закона № 173-ФЗ. В их числе:

  • покупка или продажа валюты компанией, а также расчеты по контрактам при помощи валюты;
  • ввоз или вывоз валюты;
  • перемещение валюты, принадлежащей компании, на зарубежные счета и возвращение ее обратно с таких счетов.

3. Органы российского валютного контроля

Прежде чем говорить об изменениях и действующих сейчас правилах, обозначим стороны, которые взаимодействуют в ходе валютного контроля.

В целом, логика валютного законодательства для юридических лиц следующая: если в Российскую Федерацию что-то пришло (товары, услуги, денежные средства), а эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства) из Российской Федерации не ушел, то к резиденту административная ответственность не применяется.

Например, резидент импортировал товар из европейской страны, но товар в установленные контрактом сроки не оплатил. Административная ответственность к резиденту применена не будет. Логика прослеживается – страна ничего не потеряла, не так ли? Кроме деловой репутации конечно…

Если наоборот, из Российской Федерации что-то ушло (товары, услуги, денежные средства), то в ответ обязательно должен прийти эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства). Если в этом случае эквивалент не приходит, то резидент несет административную ответственность по ст. 15.25 КоАП. Потому что тут прямые потери для страны.

Налагают административный штраф на резидентов-участников внешнеэкономических сделок органы валютного контроля. Органы российского валютного контроля включают:

  1. Центральный банк РФ – контролирует только кредитные учреждения (банки);
  2. Таможенные органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
  3. Налоговые органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного исключительно с выполнением работ, оказанием услуг по контрактам с нерезидентами;

Информация о нарушении сроков валютного контроля в таможенные и налоговые органы поступает от банков. Соответственно, если организация-резидент нарушила сроки репатриации по импорту товаров, то административный штраф стоит ждать от таможенных органов. Если же организация-резидент нарушила сроки репатриации по «импорту» услуг, то административный штраф стоит ждать от налоговых органов.

4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве

В федеральный закон №173-ФЗ с 14.05.2018 г. внесено важное изменение:

  • В контракте с нерезидентом обязательно прописываются фактические ожидаемые сроки поступления товара по импорту либо денежных средств по экспорту . Не условный срок, а фактический, т.е. либо конкретное количество дней, либо конкретная дата! Формулировки «в течение двух месяцев» или «по мере готовности» не подойдут.
  • В контракте с нерезидентом обязательно должны быть прописаны сроки возврата аванса , если товары не будут поставлены или не будут оказаны работы, услуги.

Если организация понимает, что сроки подходят, а поставщик-нерезидент не торопится с поставкой товара, по которому организация осуществила предоплату (при импорте) и задерживает оплату (при экспорте), то организации необходимо подписать допсоглашение о переносе сроков поставки (при импорте) или оплаты товара (при экспорте) на более поздний срок. Дата соглашения должна быть до даты поставки товара (при импорте) и оплаты товара (при экспорте).

Когда услуги не оказаны или товары не поставлены и организация понимает, что срок возврата аванса уже подходит, а поставщик-нерезидент не торопится с возвратом денежных средств, то организации необходимо подписать дополнительное соглашение об отсрочке возврата аванса на более поздний срок. Дата этого соглашения должна быть до даты срока возврата аванса, указанного в контракте.

В случае оказания услуг по контракту с нерезидентом может возникнуть ситуация, когда нерезидент задерживает подписание акта выполненных работ или задерживает оплату по оказанным услугам. Тогда при получении акта выполненных работ от нерезидента организация подписывает его текущей датой.

Например, организация получила акт выполненных работ за март 2018 года от организации-нерезидента только лишь 22.05.2018 г.: организация подписывает акт выполненных работ и ставит дату подписания 22.05.2018 г. и предоставляет в банк Справку о подтверждающих документах не позднее 25.06.2018 (не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги).

При выполнении этих правил организацию не привлекут к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП ч. 4,5.

5. Изменения в закон о валютном контроле

Итак, первое изменение вы уже знаете, это обязательное указание фактических ожидаемых сроков в контакте. Давайте поговорим подробнее, какие еще изменения претерпел валютный контроль для юридических лиц согласно Инструкции ЦБ РФ №181-И в порядке взаимодействия с банками при осуществлении валютных операций.

Справка о валютных операциях с 01.03.2018 г. отменена, теперь ее нет «в природе». Но данные изменения не коснулись Справки о подтверждающих документах. Сроки ее предоставления остались те же самые. Обратите внимание, что Справка о подтверждающих документах в «новой» Инструкции №181-И точно также как и в «старой» поименована формой учета и отчетности по валютным операциям.

Справка о подтверждающих документах предоставляется в банк только в том случае, если контракт с нерезидентом подлежит учету в банке и ему присвоен уникальный номер, что аналогично «старой» Инструкции в случае оформления Паспорта сделки до 01.03.2018 г.

Таблица: Изменения в закон о валютном контроле

Инструкция №138-И

до 28.02.2018 года

Инструкция №181-И

с 01.03.2018 года

Влияние суммы контракта на валютный контроль для юридических лиц
Паспорт сделки (если сумма обязательств равна или превышает в эквиваленте 50 000 долларов США на дату ее заключения) На учет ставится контакт, которому присваивается уникальный номер (подробнее об этом читайте ниже)
Процесс передачи контракта банку
Требовалось оформление паспорта сделки, для чего в банк требовалось представить сам контракт Паспорт сделки отменен, а контракты банк ставит на учет. В некоторых случаях контракт может быть предоставлен позднее
Справка о валютных операциях
При совершении сделки на сумму свыше 1000 долл. надо было: отдать в банк документы, подтверждающие ее необходимость; представить справку о валютных операциях; При совершении сделки от 200 тыс. рублей и выше передает в банк: документы, которые объясняют совершившуюся сделку. Справка о валютных операциях отменена.
Справка о подтверждающих документах
Если сделка состоялась, то банк требовал СПД. Если сделка состоялась, резиденты и нерезиденты предоставляют в банк информацию о виде кода операции. СПД обретает вид единой формы учета и отчетности по валютным операциям
Порядок перевода контракта в иной банк
Требовалась ведомость валютного контроля (ВВК) от организации Банк сам занимается ВВК
Причины, по которым банк имеет право не проводить валютную операцию
Неправильная документация или ее отсутствие.

Подозрение на легализацию преступных доходов.

Обязанность организаций отмечать даты исполнения договора в контракте.

Их отсутствие – повод отказать в ведение валютной операции.

6. Документы в банк для валютного контроля

Как уже сказано выше, паспорт сделки сейчас не составляется. Вместо него появилась другая обязанность – поставить контракт на учет , после чего банк присвоит ему уникальный номер. Это делается в следующих случаях:

  • по экспорту – если сумма контракта равна или более 6 млн. рублей в эквиваленте;
  • по импорту товаров, работ, услуг, кредитным договорам – если сумма контракта равна или более 3 млн. рублей в эквиваленте;

Также с 01.03.2018 года, если в рамках одного контракта поступают денежные средства не более 200 000,00 руб. в эквиваленте – в банк ничего предоставлять не нужно, кроме кода валютной операции.

Рублевый эквивалент валютной стоимости контракта рассчитывается по официальному курсу на дату его заключения.

Если в рамках одного контракта поступают денежные средства:

  • по экспорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте, но до 6 000 000,00 руб. в эквиваленте
  • по импорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте — до 3 млн. руб. в эквиваленте

то предоставляются документы по согласованию с банком, которые объясняют совершившуюся сделку.

Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов на основании сведений об экспортном контракте. В случае, если для постановки экспортного контракта на учет резидент-экспортер представил только сведения, экспортный контракт должен быть представлен в Банк не позднее 15 рабочих дней после даты постановки экспортного контракта на учет Банком.

Чтобы поставить контракт на учет в банке, нужно направить в его адрес контакт или общую информацию по контракту.

7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком

Резидент обязан поставить контракт на учет в банке в следующие сроки:

при зачислении иностранной валюты или валюты РФ на счет резидента; не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления;
при списании иностранной валюты или валюты РФ; до осуществления валютной операции (перевод денежных средств);
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых есть требования о декларировании; не позднее даты подачи таможенной декларации;
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых нет требования о декларировании; не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором осуществлен ввоз товара;
при оказании услуги передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности; не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги;
Внесение изменений в поставленный на учет контракт;
Изменение данных резидента (юридический адрес, наименование) в рамках поставленного на учет контракта; заявление о внесении изменений — не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов;

После предоставления организацией-резидентом документов для постановки контракта на учет уполномоченный банк открывает на данный контракт Ведомость банковского контроля и присваивает контракту уникальный номер.

Срок постановки контракта на учет банком – 1 рабочий день. Срок предоставления уникального номера банком резиденту – 1 рабочий день. Итого: в течение двух рабочих дней после предоставления всех документов контракт ставится на учет в уполномоченном банке и ему присваивается уникальный номер, о чем банк уведомляет организацию способом, согласованным с банком. В большинстве случаев это происходит по средствам обмена сообщениями через банк-клиент.

При переводе контракта на обслуживание в другой банк ведомость контроля резиденты «на руки» не получают. Она теперь ведется в электронном виде . Если, по каким-то причинам в новом уполномоченном банке не будет Ведомости банковского контроля, то контракт не будет поставлен на учет. В этом случае необходимо обращаться в Центральный банк РФ.

8. Предоставление справок о подтверждающих документах

Если контракт с нерезидентом подлежит учету в банке, то также необходимо составить справку о подтверждающих документах . Справка о подтверждающих документах – это вид единой формы учета и отчета валютных расчетов, которую составляет резидент РФ. Ее форма ОКУД 0406010. Утверждена она приложением 6 к Инструкции Банка России от 16.08.2017 №181-И.

Справку не оформляют резиденты, заключившие контракт на сумму, не превышающую по экспорту 6 000 000,00 руб., по импорту 3 000 000 руб. Также предоставление справок о подтверждающих документах не нужно при периодических фиксированных платежах.

Вместе со справкой в банк передаются и сами подтверждающие документы . Перечень документов, которые подтверждают факт исполнения обязательств резидента по сделке, содержится в пунктах 9.1.1–9.1.4 Инструкции и определяется с учетом содержания и особенностей проведения конкретной коммерческой операции.

Так, при ввозе (вывозе) товаров подтверждающими документами являются таможенная декларация (либо заявление на условный выпуск), а также коммерческие, товаросопроводительные, перевозочные или иные аналогичные документы. При выполнении работ или оказании услуг в качестве подтверждением будут акты приема-передачи, счета-фактуры, бухгалтерские и иные бумаги. Если вас интересует раздельный учет .

Справка и документы должны быть предоставлены в срок не позднее 15 рабочих дней по истечению месяца, в котором:

  • на документации, использующейся в качестве декларации на товары, уполномоченным лицом таможенного органа поставлен штамп с отметкой о дате их выпуска;
  • были оформлены прочие подтверждающие документы.

Пункт 9.4 Инструкции позволяет организации заключить соглашение, согласно которому обязанность по оформлению СПД будет возложена на обслуживающий банк. Тогда организация подает подтверждающие документы и заявление об оформлении справки.

Обычно справка заполняется и подается через интернет-банк или клиент-банк в электронном виде. Банк проверит ее в течение 3 рабочих дней после ее представления (если справка оформлена на декларацию на товары, то в течение 10 рабочих дней). Принятая справка направляется организации не позднее 2 рабочих дней после даты ее принятия (дата принятия указывается в справке).

Если в подтверждающие документы внесены изменения, то справка заполняется заново и направляется в банк в течение 15 рабочих дней после внесения изменений.

9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля

За нарушение сроков валютного контроля и другое несоблюдение законодательства предусмотрена ответственность по КоАП.

  1. По ст. 15.25 КоАП РФ ч.4,5 в случаях:
  • резидент не обеспечил в контракте условия репатриации
  • денежные средства пришли, но с опозданием
  • денежные средства пришли неполностью

предусмотрен штраф в размере:

  • для ИП и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки и (или) от ¾ до полной суммы невозвращенных денежных средств;
  • для должностных лиц — от 20 000 тысяч до 30 000 тысяч рублей.
  1. По ст. 15.25 КоАП РФ ч.6 при нарушении сроков:
  • постановки контракта на учет;
  • сроков предоставления Справки о подтверждающих документах;
  • внесения изменений в контракт, в том числе и в случае изменения данных резидента (юридический адрес, наименование);

предусмотрен штраф в размере:

  • нарушение не более, чем на 10 дней: должностное лицо на 500-1000 р., юридическое 5 000-15 000 р.;
  • нарушение на 10-30 дней: должностное лицо на 2 000-3 000 р., юридическое 20 000-30 000 р.;
  • нарушение более чем на 30 дней: должностное лицо на 4 000-5 000 р., юридическое 40 000-50 000 р.

В целом, изменения в закон о валютном контроле призваны, по мнению Центрального банка РФ:

— либерализовать действующие требования валютного контроля;

— снизить нагрузка на резидентов в части оформления документов валютного контроля;

— уменьшить основания для привлечения резидентов к административной ответственности;

— упрощение механизма взаимодействия резидентов и банков;

А как считаете вы? Действительно ли «новая» Инструкция ЦБ РФ упростила валютный контроль для юридических лиц?

Валютный контроль для юридических лиц: прохождение и документы

Актуальные вопросы по исполнению требований Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция № 181-И):

В соответствии с требованиями Инструкции № 181-И при совершении операции (в валюте РФ или в иностранной валюте) по контракту, сумма которого в эквиваленте более 200 тыс. руб., но менее "пороговой" суммы для постановки контракта на учет, резидент должен предоставить в уполномоченный банк документы, связанные с проводимой операцией. При этом для проведения платежа в валюте РФ предоставляется расчетный документ по операции, заполненный в соответствии с п. 2.13 Инструкции № 181-И и содержащий информацию о коде вида операции согласно Приложению 1 к Инструкции. Для проведения операции в иностранной валюте рекомендуем также дополнительно предоставить заполненную форму "Сведения о валютной операции". Данная форма размещена на сайте Банка и в системах дистанционного обслуживания.

Никаких действий по контрактам, на которые ранее были оформлены ПС, от резидентов не требуется. Все такие контракты/кредитные договоры с 01.03.2018 г. считаются поставленными на учет в уполномоченном банке. Номер ПС становится уникальным номером контракта/кредитного договора (УНК).

Инструкция № 181-И не предусматривает предоставление резидентами в Банк документов по зачислениям валюты РФ по контрактам, не требующим их постановки на учет. Исключение: в случае несогласия резидента с кодом вида операции, указанным в расчетном документе, либо в случае отсутствия кода в расчетном документе резидент вправе представить в Банк информацию о соответствующем коде вида операции с приложением документов для его обоснования.

Согласно пункта 2) части 1.1 Статьи 19 Федерального закона 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять в уполномоченный банк информацию не только о сроках возврата аванса в соответствии с условиями контракта в случае неисполнения обязательств, но и о сроках исполнения основных обязательств нерезидента по контракту в счет ранее уплаченного аванса. В Пункте 1.1. Приложения 3 к Инструкции № 181-И указан порядок определения (расчета) каждого из этих сроков.

Согласно пункту 8.7 Инструкции 181-И при изменении сведений, содержащихся в принятой банком УК справке о подтверждающих документах (СПД) , в т.ч. сведений об ожидаемом сроке, резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения, должен представить в банк УК новую СПД, содержащую скорректированные сведения, с приложением документов, подтверждающих такие изменения.

Для перевода в Банк на обслуживание контракта (кредитного договора), ранее поставленного на учет в другом уполномоченном банке, резиденту необходимо предоставить информацию об уникальном номере контракта/кредитного договора (УНК), а также контракт (кредитный договор) либо выписку из такого контракта (кредитного договора), содержащую информацию, необходимую для заполнения I раздела Ведомости банковского контроля по контракту/кредитному договору.

Для направления "новым" банком запроса в Банк России требуется наличие информации о дате и основании снятия с учета контракта/кредитного договора в "прежнем" банке.

В случае изменения сведений о резиденте, поставившем на учет контракт (кредитный договор), резидент должен представить в Банк заявление о внесении изменений в раздел I ведомости банковского контроля, оформленное в соответствии с требованиями п. 7.2 Инструкции № 181-И, с указанием тех реквизитов, которые требуют изменения в ведомости банковского контроля.
Рекомендованная Банком форма заявления размещена на сайте Банка и реализована в системах дистанционного обслуживания.
Заявление представляется резидентом не позднее тридцати рабочих дней после даты внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц, либо в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо в реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, либо в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации.

Банк разработал и предлагает к использованию следующие документы для целей валютного контроля, в рамках исполнения требований Инструкции № 181-И: - Заявление о постановке контракта на учет; - Заявление о постановке кредитного договора на учет; - Заявление о внесении изменений в раздел I Ведомости банковского контроля; - Заявление о снятии контракта (кредитного договора) с учета; - Сведения о валютной операции. Формы документов, а также порядок их заполнения размещены на сайте www.. В разделах «Малый бизнес» и «Крупный бизнес» данная информация также присутствует.
Для клиентов экс-ВТБ24 - на сайте www.vtb24.ru -> Бизнесу -> Расчетное обслуживание -> ВЭД и валютный контроль -> Валютный контроль.
На тех же ресурсах размещены форма справки о подтверждающих документах (установленная Приложением 6 к Инструкции № 181-И) и порядок ее заполнения.
Также обновленные формы документов для целей валютного контроля реализованы в системах дистанционного обслуживания (они могут отличаться от форм, размещенных на сайте).

Согласно главе 4 Инструкции № 181-И контракт (кредитный договор), заключенный между резидентом и нерезидентом, ставится на учет в следующих случаях: Экспортный (Импортный) контракт, предусматривающий вывоз (ввоз) из РФ (в РФ) товаров, выполнение резидентом (нерезидентом) работ, оказание резидентом (нерезидентом) услуг, передачу резидентом (нерезидентом) информации и результатов интеллектуальной деятельности, оказание резидентом (нерезидентом) услуг, связанных с продажей ГСМ и материально-технических запасов для обеспечения эксплуатации транспортных средств, передачу резидентом (нерезидентом) движимого или недвижимого имущества в аренду, финансовую аренду - если сумма обязательств равна или превышает в эквиваленте по курсу Банка России на дату заключения контракта, либо на дату заключения последних изменений (дополнений), предусматривающих изменение суммы контракта, по Экспортному контракту - 6 млн. российских рублей или по Импортному контракту - 3 млн. российских рублей.

Кредитный договор (договор займа) - если сумма предоставляемых (получаемых) резидентом заемных средств равна или превышает в эквиваленте 3 млн. российских рублей по курсу Банка России на дату заключения кредитного договора, либо на дату заключения последних изменений (дополнений), предусматривающих изменения суммы кредитного договора.

Резидент, являющийся стороной по контракту (кредитному договору), должен осуществить его постановку на учет в следующие сроки (п. 5.7 Инструкции № 181-И):
1) При списании денежных средств (далее - ДС) в пользу нерезидента - не позднее даты представления распоряжения о списании средств.
2) При зачислении ДС от нерезидента - не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления средств на счет резидента.
3) При совершении расчетов с нерезидентом через счет резидента, открытый в банке-нерезиденте - не позднее 30 рабочих дней после окончания месяца, в котором была осуществлена указанная операция.
4) При исполнении обязательств по контракту посредством ввоза в РФ (вывоза из РФ) товаров и при наличии требования о таможенном декларировании товаров - не позднее даты подачи ДТ, документа, используемого в качестве ДТ, заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара).
5) При исполнении обязательств по контракту посредством ввоза в РФ (вывоза из РФ) товаров и при отсутствии требования о таможенном декларировании - не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы (далее - ПД).
6) При исполнении обязательств по контракту посредством выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, - не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены ПД.
7) При исполнении обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от указанных в пунктах 1 - 6 - не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены ПД. 8) В случае если контрактом (кредитным договором) не определена сумма обязательств:
не позднее срока для представления резидентом документов, связанных с проведением операций, не позднее даты подачи документов для таможенного оформления товара или срока для представления справки о ПД в случае иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) при проведении той операции, таможенном оформлении той партии товара, ином исполнении обязательств, в результате которого сумма расчетов по контракту (кредитному договору), стоимость товара по контракту, сумма обязательств по контракту (кредитному договору) будет равна или превысит пороговое значение для постановки контракта (кредитного договора) на учет.

С 01.03.2018 г. номер ранее оформленного по контракту (кредитному договору) паспорта сделки (ПС) становится уникальным номером контракта/кредитного договора (УНК).

Справка о подтверждающих документах (далее СПД) продолжает использоваться в условиях действия Инструкции № 181-И и является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов (п. 1.3 гл. 1). Случаи, порядок и сроки предоставления СПД регламентируются гл. 8 Инструкции № 181-И. Форма и порядок заполнения СПД установлены Приложением 6 к Инструкции № 181-И.

Обращаем внимание, что статьей 15.25 Кодекса об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение сроков предоставления СПД.

С 01.03.2018 отменено требование о представлении резидентами в уполномоченный банк справки о валютных операциях.

В соответствии с Инструкцией № 181-И резидент обязан или вправе предоставить документы, связанные с проводимой операцией.

При наличии требования о предоставлении информации об операции (УНК, код вида операции, ожидаемый срок) данная информация может быть предоставлена как в произвольном формате, так и по форме "Сведения о валютной операции", рекомендованной Банком (для оперативности контроля на стороне Банка).

№14 Достаточно ли для исполнения платежа в иностранной валюте направить в Банк только заявление на перевод с указанием основания платежа и реквизитов договора с нерезидентом, сумма которого меньше или равна эквивалента 200000 рублей?

Нет, такого заявления на перевод недостаточно.

Согласно пункту 2.7 Инструкции № 181-И при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте резидент в рассматриваемой ситуации должен предоставить в уполномоченный банк информацию о коде вида операции, соответствующем наименованию операции из Приложения 1 к Инструкции № 181-И.

Резидент может использовать для предоставления в Банк ВТБ (ПАО) форму "Сведения о валютной операции" или предоставить информацию в произвольной форме на бумажном носителе или по системе ДБО. В любом случае сведения о валютной операции или иное сообщение клиента должно содержать указание на то, что сумма договора с нерезидентом не превышает в эквиваленте 200000 рублей, в связи с чем документы, связанные с проводимой операцией, не предоставляются.

№15 Можно ли считать наличие во внешнеторговом договоре срока его действия достаточным для выполнения требований Федерального закона № 173-ФЗ о включении в договор информации о сроках исполнения обязательств сторонами (вступают в действие с 14.05.2018), или сроки исполнения должны быть установлены отдельно?

По нашему мнению, наличия срока действия договора недостаточно.

Согласно части 1.1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ в целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах, заключенных между резидентами и нерезидентами в целях осуществления внешнеторговой деятельности, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам. Срок действия договора может включать также, например, гарантийный период, срок для предъявления возможных претензий после исполнения обязательств или иные дополнительные сроки, не относящиеся к контролю за сроком репатриации средств по внешнеторговым контрактам.

Уважаемые клиенты,

На официальном сайте Центрального Банка Российской Федерации 20.09.2018 опубликовано Указание Банка России от 05.07.2018 № 4855-У О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».

В соответствии с п.2 Указания оно вступает в силу по истечении 60 дней после дня его официального опубликования, то есть с 20.11.2018.

С полным текстом Указания можно ознакомиться на официальном сайте Банка России в сети Интернет (www.cbr.ru) и в информационно-правовой системе «Консультант».

Уважаемые клиенты - участники ВЭД!

C 20 ноября 2018 1 вступает в силу Указание Банка России от 05.07.2018 № 4855-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16.08.2017 № 181-И 2 », ознакомиться с нормативным документом Банка России можно по ссылке).

Изменения устанавливают контроль за возвратом резидентами от нерезидентов предоставленных займов и процентов по ним на свои счета в уполномоченных банках 3 .

Обязанность резидентов по возврату займов и процентов установлена Законом № 64-ФЗ с 14.04.2018 для следующих договоров займа:

  • заключенных после 14.04.2018;
  • заключенных до 14.04.2018, в условия которых внесены существенные изменения после 14.04.2018.

Для постановки на учет договора о предоставлении займа нерезиденту резидент обязан представить в Банк информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты РФ.

Ожидаемые сроки рассчитываются в соответствии с Инструкцией № 181-И (Приложение 3):

  • сроки возврата займа и процентов определяются на основании кредитного договора или рассчитываются резидентом самостоятельно;
  • в расчет прибавляется срок осуществления кредитными организациями перевода денежных средств;
  • ожидаемый срок репатриации денежных средств не может превышать дату завершения исполнения обязательств по договору займа.

Информация о представленных резидентом ожидаемых сроках отражается Банком в ведомости банковского контроля по кредитному договору п.8.2 «Описание графика платежей по возврату основного долга и процентных платежей».

Ведомость банковского контроля по кредитным договорам дополняется разделом

V. Сведения об исполнении резидентом требования статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» 4 с подразделами:

V.I – Сведения о возврате основного долга;

V.II – Сведения об уплате процентных платежей.

Ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению от нерезидента средств, причитающихся по договорам займа, установлена частью 4 статьи 15.25 Кодекса административных нарушений Российской Федерации (в редакции Закона № 64-ФЗ и Закона № 325-ФЗ 5).

При переводе контракта (кредитного договора) на обслуживание в другой уполномоченный банк резидент обязан предоставить в новый банк Учета контракта (далее – банк УК) дополнительно следующую информацию 6:

  • дату постановки на учет контракта (кредитного договора);
  • дату снятия с учета контракта (кредитного договора) в предыдущем банке УК;
  • регистрационный номер предыдущего банка УК.

В настоящее время резидент представляет в новый банк УК только контракт (кредитный договор), либо выписку из него и информацию об уникальном номере контракта (кредитного договора).

При оформлении справки о подтверждающих документах по договорам о предоставлении займа с кодом вида контракта 5 – «предоставление займа нерезиденту» необходимо в поле «Примечание» указать признак:

«Ф» - в случае представления документов, подтверждающих наступление условий невозврата займа (пункты 8-10 части 2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ);

«П» - в случае представления документов, подтверждающих исполнение обязательств по уплате процентных платежей нерезидентом иным способом, отличным от расчетов.

Обращаем внимание физических лиц – резидентов!

Требования статьи 19 Закона № 173-ФЗ о возврате займов и процентов по ним на счета в уполномоченных банках распространяется также на резидентов - физических лиц.

Указанием № 4855-У утвержден порядок представления заимодавцами- физическими лицами в Банк документов и информации по договорам займа, в том числе:

  • при списании иностранной валюты или валюты РФ по договору займа, сумма обязательств которого равна или превышает в эквиваленте 3 (три) миллиона рублей физическое лицо - резидент должно представить в уполномоченный банк также информацию об ожидаемых сроках репатриации денежных средств;
  • при возврате займа, осуществлении процентных и иных платежей нерезидентом по договору займа физическое лицо - резидент должно сообщить уполномоченному банку информацию о назначении такого платежа в срок не позднее 30 (тридцати) рабочих дней, следующих за днем зачисления иностранной валюты или валюты РФ на счет физического лица;
  • другие.

1 Указание Банка России от 05.07.2018 N 4855-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 августа 2017 года N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее – Указание № 4855)
2 Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее – Инструкция № 181-И)
3 Соблюдение резидентом требований статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173- ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон № 173-ФЗ) в редакции Федерального закона от 03.04.2018 № 64-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» (далее – Закон № 64-ФЗ).
4 По аналогии с договорами об экспорте и импорте товаров и услуг
5 Федеральный закон от 14.11.2017 № 325-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 325-ФЗ) вступивший в силу с 14.05.2018
6 Указанную информацию резиденту направляет предыдущий банк УК (банк, который снимает с учета контракт по основанию 6.1.1 Инструкции № 181-И).